Основные формы государственного управления. СенатСтраница 1
Римская община искони слагалась из трех основных органов: народа как суверенного распорядителя судьбами государства, магистратов как носителей народной воли и как носителя народного разума, хранителя государственных традиций. Вся история римской конституции есть история постепенного развития этих трех основных органов. «Абсолютное владычество магистратуры сначала в лице царя, затем в лице консулов постепенно смягчается и переходит в олигархию, затем в умеренную аристократию, представителем которой является; сенат».
С появлением во главе государства вместо одного пожизненного царя двух срочных консулов, положение сената, в сущности, не меняется; разница только в том, что пополняют теперь сенат не цари, а консулы. Вероятно, уже в самом начале этого периода происходит, однако, крупная реформа в составе сената: наряду с представителями патрицийских родов в нем появляются плебеи. Это вызывает двойственность в составе сената, обуславливающую ход его дальнейшего развития. В силу религиозного консерватизма Рима плебеи могли принимать участие только в одной из функций сената в его действиях как совещательного органа; другая сторона деятельности, требующая принадлежности к патрицийству, которое одно только могло сноситься с богами общины, была закрыта для неполноправных в религиозном отношении плебеев. Даже совещательная роль ух ограничена правом голосования без права предложения.
Уничтожилось фактически и постоянное, определенное число сенаторов. Закончилось развитие тем, что в сенат вошли все бывшие магистраты до квесторов включительно, и количество сенаторов при Сулле3 было увеличено до 600. Отпало требование предельного возраста, и установился известный имущественный ценз не ниже 400000 сестерций. Сенат, не имел права инициативы; как и народное собрание, он не мог заседать, когда ему угодно, обсуждать, что ему угодно. Он мог действовать только тогда, когда его созывал магистрат, и обсуждать только то, что ставилось на обсуждение председателем.
Фактически, однако, сенат мог влиять на магистрат и выходить за пределы его предложений. Определенных дней для заседаний у сената не было, не было и определенного для них места. Специально для заседаний назначено было особое здание – курия, но сенат мог собираться и собирался и в других освященных закрытых помещениях, например во многих храмах внутри городской черты и вне её. Решение сената, не связывало магистрата юридически, но фактически он должен был ему следовать.
Развивалась совещательная компетенция сената, в силу которой им обсуждалось и решалось всякое государственное дело. В этом направлении наблюдается следующее: во-первых, народ фактически находился под опекой у сената, поскольку под такой опекой состояли магистраты; во-вторых, магистрат всецело находился в зависимости от сената.
«Внешние формы, выработанные сенатом для своих действий, сохранились, в общем, и при принципате, но значительно изменились состав и компетенция сената»5.
Во время перехода от республики к принципату сенат значительно возрос в своём составе. Август в два приёма (29-й и 18-й гг. до н.э.) свёл число сенаторов до нормального, т.е. до шестисот человек, и впоследствии он несколько раз пересматривал списки сенаторов.
В состав сената, как и прежде, вступали все бывшие магистраты. Установился минимальный возраст для поступления в сенат (не ранее 25 лет). «Влияние императора на состав сената ограничивалось его правом рекомендовать кандидатов в магистраты и принимать в состав сената желательных ему лиц»6. Наконец, он же следил за тем, чтобы сенатор имел установленный ценз в один миллион сестерций.
Социально-экономическое положение
России перед Первой мировой войной
Нередко для доказательства культурной, правовой и экономической "отсталости" дореволюционной России приводят примеры из середины, а то и начала XIX века. Действительно, в те времена было много неприглядного. Однако к началу XX века и тем более к 1913 году (последний год перед войной) в России прои ...
Реформы центральных органов власти и управления: царская власть, Сенат, коллегии
Петр I стал первым абсолютным монархом (самодержцем) в истории Российского государства. Однако в некоторых работах самодержавными считаются некоторые предшественники Петра на российском престоле. Но ни великий князь Иван III, ни Иван IV (Грозный), первый на Руси официально принявший титул царя и наиболее ак ...
Второй этап войны. Коренной перелом в войне (19 ноября 1942 г. – 31 декабря
1943 г.)
В середине ноября 1942 г. положение советских войск оставалось тяжелым. Второй фронт в Западной Европе еще не был открыт англо-американскими союзниками. Правящие круги Великобритании и США преднамеренно затягивали открытие второго фронта в соответствии с их политикой, направленной на истощение СССР и фашис ...