История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Введение
Страница 1

Конец XIX - начало XX веков стал переломным периодом в отечественной истории. Страна вступила в полосу широкомасштабных политических потрясений, причинами которых было во многом отчетливо наметившееся на рубеже двух столетий своеобразие ее социально-экономического развития. После отмены крепостного права в России ускоренными темпами утверждается капитализм, причем уже с конца XIX века наметились симптомы его перехода в монополистическую стадию. Однако процесс капиталистического развития России по многим существенным параметрам заметно отличался от классического, западноевропейского варианта становления буржуазных структур. "Классическая" последовательность этапов складывания капиталистического производства (мелкотоварное производство - мануфактура - фабрика - паровой железнодорожный и водный транспорт) оказывалась нарушенной. "Сразу" возникало то, к чему Запад шел столетиями (железные дороги, тяжелая промышленность).

В этих условиях капиталистическая эволюция в странах второй модели протекала более конфликтно, чем в странах первой модели. В частности, потребность в форсированном преодолении экономической отсталости вела к ужесточению налоговой эксплуатации и росту социальной напряженности. Эта напряженность отмечалась как в городах, так и в селах, заметны были недовольства со стороны обычных людей, зачастую приводящие к восстаниям и бунтам, а также акциям и различного рода выступлениям. После ликвидации крепостного права 4/5 надельных крестьянских земель перешли в общинное землепользование. Община отвечала за уплату ее членами податей, осуществляла раскладку налогов между крестьянами, земельные переделы. Царизм вплоть до революции 1905-1907 гг. поддерживал общинные порядки, используя их для управления многомиллионными крестьянскими массами, и рассматривал их как средство, препятствовавшее чрезмерному обогащению одних хозяйств и обеднению других. К началу XX века в деревне сложилась взрывоопасная ситуация. Особую остроту приобрела проблема крестьянского малоземелья. Правда, в последние десятилетия XIX века площадь угодий, принадлежавших крестьянам, неуклонно увеличивалась. Однако этот процесс, как и усилившийся отток крестьян в города, не компенсировал высокого естественного прироста сельского населения, который оборачивался сокращением обеспечения отдельных хозяйств землёй.

Господство общинных порядков, отсутствие у большинства крестьян необходимых средств препятствовали переходу основной массы хозяйств на интенсивный путь развития, базирующийся на совершенствовании агротехнологии. Всё это в немалой степени отражалось на жизни людей. Производительные силы деревни оставались на весьма низком уровне. Правда, Россия давала в 90-е годы XIX века 50% мирового урожая ржи и выступала в качестве одного из главных поставщиков на мировом хлебном рынке, вывозя около 1/5 общего сбора зерновых. Однако урожайность с гектара была низкой, в результате чего начался голод, вызванный не в меньшей степени неурожаем 1891-1892 гг. (от него и от сопутствовавшей голоду эпидемии холеры умерло по различным подсчетам от 375 до более чем 500 тысяч человек). Такое положение дел свидетельствовало о неблагополучной ситуации, складывавшейся в сельском хозяйстве. Мы заинтересовались проблемой голода, являвшейся следствием более глобальной проблемы, отмеченной выше. Актуальность её заключается в том, что она отражает множество проблем, которые необходимо решать в то время, и которые существуют сегодня.

Страницы: 1 2

Солнцепоклоннический переворот
Историю атонизма можно подразделить на несколько этапов: [16, стр. 154]. 1) Пора «первоначальных солнечных обозначений» – с момента воцарения Аменхотепа IV до третьего года царствования [16, стр. 155]. Атон начинает косвенно упоминаться как божество. В теологической форме Аменхотеп IV создает философскую ...

Поход против племени Солонгов
В 1192 г. Чингис-хан пошел против племени солонгов (корейцев), где он пробыл три года; за это время не унимались покоренные и удерживаемые в повиновении властной рукой племена.[8] По возвращении из этого похода Чингисхан с его братьями однажды был приглашен князем Бюрке-Чилгиром, знакомого нам племени тайдж ...

Сословия. Государственный строй
Политическая надстройка Цинской империи призвана была сохранять и защищать феодальные производственные отношения. Этой же цели служило и сословное деление феодального китайского общества. К высшему сословию, привилегии которого передавались по наследству, принадлежали маньчжуры: родственники императора и и ...