Политика первых СтюартовСтраница 3
Старая феодальная английская знать была истреблена почти полностью во время войн Алой и Белой розы. Выросшая на пожалованиях и подачках Тюдоров и Стюартов, новая феодальная знать не только не была в оппозиции к абсолютизму, но, наоборот, была заинтересована в усилении бесконтрольной власти короля.
Таким образом, значительная часть дворянства была горячей защитницей королевского абсолютизма. Притязания буржуазии и нового дворянства на контроль над короной и, особенно, над взиманием налогов, над действиями королевских чиновников, над расточительностью двора были для придворной знати покушениями на «священнейшие права» монарха.
У монархии был и другой союзник – англиканскую церковь. Англиканская церковь всецело поддерживала «главу церкви» – короля, королевская власть была гарантией сохранения огромных богатств, остававшихся еще у церкви (после секуляризации монастырских имуществ) в виде епископских, деканских и капитульских земель. Королевская власть гарантировала англиканству положение господствующей, единственно признанной государством церкви, поступление в ее пользу десятины и других многочисленных доходов.
В борьбе между силами буржуазии и силами феодализма, которая особенно обострилась с начала XVII в., королевская власть, являясь оплотом феодальных порядков, стала центром притяжения всех реакционных сил. В своей административной, финансовой, религиозной, внешней политике она все более становилась на путь феодальной реакции, углубляя те противоречия, которые разделяли феодальные и буржуазные группировки в Англии.
Феодальная реакция сказывалась и в финансовой, и в церковной, и во внешней политике королевской власти. Восстанавливались давно забытые феодальные платежи и поборы, воскрешались давно уже, казалось, избитые феодально-рыцарские обычаи. В церковной области все более открыто возвращались к некоторым католическим обрядам, все более усиливались гонения на пуритан. В области внешней политики королевская власть явно стремилась к союзу с феодально – абсолютистскими и «атоническими странами – Испанией и Францией. В то же время союз с протестантской Голландией – Соединенными провинциями – потерял свое значение. По всем этим вопросам внутренней и внешней политики шла непрерывная борьба между короной и парламентом в течение всех первых десятилетий XVII в.
Парламенты, собиравшиеся при Якове I, резко высказывались как против абсолютистской «теории» Якова I, так и против его реакционных мероприятии в области внутренней и внешней политики.
Уже первый парламент, собравшийся в 1604 г. и действовавший с перерывами до 1611 г., представил королю особую «Апологию палаты общин». В этом произведении заявлялось, что Яков I «неправильно осведомлен» о взаимоотношениях между короной и парламентом: у короля нет абсолютной власти, он (король) делит свою законодательную власть с парламентом, парламентские привилегии являются «прирожденными вольностями английского народа». «Великое заблуждение думать, – говорилось в «Апологии», – что привилегии парламента, в частности привилегий общин Англии, принадлежат ему по королевской милости, а не по праву. Мы получили эту привилегию в наследство от наших предков так же, как мы получили от них и наши земли и всякое другое имущество, которым мы владеем». Уже в первом парламенте Якова I коммонерам (членами палаты общин) был резко поставлен вопрос о праве установления налогов, на что претендовал Яков I. Парламентские юристы заявляли, что право устанавливать налоги принадлежит верховной власти и может быть осуществлено только королем в парламенте (обычная формула парламента, обозначавшая, что в данном случае речь идет именно о правах парламента). В петиции, поданной королю в начале 1611 г., парламент требовал отмены всех налогов, взимаемых правительством без утверждения их палатой общин [5, с. 530].
Содействие духовенства возвеличению Московского государя.
Осмыслить свое новое положение великому князю Московскому много помогло и тогдашнее общество, в особенности духовная интеллигенция. Надо сказать, что эта интеллигенция давно, с самых первых времен христианства, пропагандировала у нас на Руси идею богоустановленного и боговенчанного царя, обладающего полното ...
Аристотель Стагирский
Ученик Платона Аристотель сказал «Платон мне друг, но истина дороже». Слова эти стали поговоркой, но мало кому известно, что одной из причин, которая побудила Аристотеля предпочесть «истину» своему учителю, была всё та же история с Атлантидой. Приговор, вынесенный Атлантиде Аристотелем, нашёл поддержку у хр ...
Проблема реконверсии. Законы о труде
Первая проблема, которую пришлось решать сразу же после войны, - это реконверсия. Учитывая опыт 20-х годов, к ней готовились заранее. Еще в 1944 г. Конгресс принял Акт об устройстве военнослужащих, прозванный биллом о правах Джи Ай (по начальным буквам английских слов "государственное дело" - проз ...