Пуританизм и его влияние на формирование новой идеологииСтраница 4
Власть изначально принадлежит народу, и она не что иное, как могущество и сила, которые то или иное общество людей содержат в себе, и которые тем или иным законом с общего согласия или соглашения передаются в те или иные руки. Бог подтверждает этот закон. Итак, человек – свободный и добровольный творец, закон – орудие (его воли), а Бог – создатель обоих».
О значительной роли пуританской публицистики в предреволюционные и революционные годы впоследствии писал известный индепендентский писатель и политический деятель Джон Мильтон: «Книги — это вовсе не мертвая вещь, ибо они содержат в себе потенции жизни, столь же активные, как и те люди, которые их создали . Они содержат в себе могучую притягательную силу и, подобно зубам дракона греческой мифологии, будучи посеяны, дают всходы в виде поднявшейся из земли толпы вооруженных людей».
Весьма характерной, проистекавшей из феодалъно – абсолютистских взглядов Якова I, была ненависть короля к английским пуританам, тщетно ждавшим от него «реформы церкви» в духе их требований. «Реформация есть зло, – откровенно писал король, – потому что она провозглашает равенство, а равенство есть враг порядка и единства, этого отца порядка». За религиозными лозунгами пуританского движения Яков I сумел разглядеть его политическое значение. «Они (пуритане), – заявлял король, – отличаются от нас не столько религиозными убеждениями, сколько своей разрушительной политикой и требованием равенства; ведь они всегда недовольны существующим правительством и не желают терпеть чье бы то ни было превосходство, что делает их секты невыносимыми ни в каком хорошо управляемом государстве» (из речи короля на открытии первого парламента) [24, с.24].
«Нет епископа – нет и короля» (No bishop, no king), – так резюмировал король на одной из конференций с духовенством (в Гемптон – Корте в январе 1604 г.) необходимость защиты государственной епископальной англиканской церкви в противовес требованиям пуритан уничтожить существующую церковную иерархию. На этой конференции Яков публично угрожал пуританам совсем изгнать их из своего, королевства.
Яков оставил без внимания поданную ему еще в 1603 г. петицию, которую подписали свыше тысячи священников и мирян, частью пуритан, частью сочувствующих пуританству, и которая требовала дальнейшего «очищения англиканской церкви от католических суеверий». Наоборот королевская прокламация 1604 г. еще строже, чем то имело места в Англии раньше, требовала единообразия (конформизма) в английских церковных обрядах, категорически запрещая деятельность каких – либо сект или церковных организаций вне государственной епископальной англиканской церкви.
Феодальная реакция резко сказалась в церковной политике правительства Стюартов. Советником Карла I, проводившего крайнюю реакционную политику в церковной области, был примас англиканской церкви архиепископ Кентерберийский Уильям Лод. Назначенный архиепископом в 1633 г., Лод с яростью обрушился на пуритан. Пуританское движение особенно распространилось к середине XVII в., отразив в религиозной форме все растущее оппозиционное по отношению к феодально-абсолютистским порядкам настроение буржуазии, нового дворянства, городской мелкой буржуазии и частью крестьянства Англии. Число сторонников различных пуританских сект – как пресвитерианского, так и индепендентского направления, – решительно порывавших с господствующей англиканской епископальной церковью, все увеличивалось. Пуританское религиозное движение в условиях обострившейся борьбы с абсолютизмом приобретало все более отчетливый политический характер. Вместе со своими помощниками – епископами – Лод стремился, прежде всего, придать англиканской церкви единообразный, строго бюрократический характер. Это выражалось и в организационных формах, в сохранении церковной иерархии, в усилении власти епископов и их контроля над приходами и в единообразии культа, которому архиепископ по католическому примеру и в противоположность пуританам намеревался придать большую пышность и блеск, как выражался сам Лод, большую «красоту святости». Архиепископ рассылал циркуляры, точно регламентировавшие церковные обряды и священнические облачения, вводившие вновь коленопреклонения, крестные знамения и тому подобное, т.е. все то, что пуритане считали папистскими «суевериями» и «идолопоклонством» и против чего так горячо ратовали пуританские писатели и проповедники. В самой догматике (вероучении) Лод и его друзья все более сближались с католиками и отходили от протестантизма. В Риме прекрасно понимали этот отход Л ода от протестантских традиций. Папа даже предлагал Лоду звание кардинала, надеясь, что тот завершит свою церковную политику возвращением английской церкви в лоно католицизма.
Доспехи и вооружение воинов времен Каролингов
Приход к власти во Франкском государстве Карла Великого ознаменовался крупными военными мероприятиями предпринятыми этим государем и его наследниками. Хотя во времена Каролингов и не существовало понятие рыцарства, тем не менее, Карл провел резкую дифференциацию между различными частями войска. Он ввел конн ...
Петербургское совещание 1820 г. решение о республике
Революционное брожение нарастало. Декабристы остро ощущали недостаточность способов для достижения намеченных целей. Очевидно что одного общественного мнения не хватит для достижения цели. Нет ли другой силы, на которую можно опереться и совершить революционный переворот? Не является ли этой силой армия?
В ...
Монгольская династия Ильханов
В 1220-1256 гг. Иран был завоеван монголами. Образование Монгольской империи Чингиз-хана имело важные последствия международного значения. Монгольскими войсками в XIII г. были завоеваны Северный Китай (Цзиньская империя), Южный Китай (Суньская империя), Тибет, Восточный Туркестан, Средняя Азия, Иран, Ирак А ...