Бронепоезда в обороне МосквыСтраница 2
22-й ОДБП, также как и 21-й дивизион, 26 октября 1941 года поступил в распоряжение 16-й армии, и до 16 ноября нес охрану железной дороги на участках Чисмино - Румянцеве - Установка - Холщевники.
17 ноября дивизион придали группе генерал-майора Доватора с задачей подавить пехоту и танки противника в селах Читьково, Морозове, Иванцово, Ширяево. Но из-за того, что орудия бепо имели максимальную дальность стрельбы 8700 м, а до целей было 12 - 13 км выполнить это не удалось. По инициативе командира дивизиона бронепоезда поддерживали действующую рядом 1-ю гвардейскую танковую бригаду. Виллу за границей со стоянкой для яхт.
На следующий день 18 ноября бронепоезда поддерживали огнем группу Доватора, ведя огонь по селам Городище и Сычи. При этом бепо № 1 уничтожил 3 грузовика, до взвода пехоты и 2 полевых кухни, а бепо № 2 - 4 противотанковых орудия и до двух взводов пехоты (в этом же районе действовал и 21-й ОДБП). Сразу же после артналета над бронепоездами показался самолет-корректировщик. Увидев его бронепоезд № 2 лейтенанта Булавина тут же отошел в район станции Устиновка. Бепо № 1 лейтенанта Середы, вместо того, чтобы тоже выдвинуться в безопасное место, отошел немного от огневой позиции (до платформы 104 км) и встал, занявшись ремонтом двух заклинивших в ходе стрельбы орудий. Ровно через 5 минут после того, как улетел самолет-корректировщик, появилось 27 бомбардировщиков Ю-88, которые атаковали бепо № 1 22-го ОДБП и оба не успевших уйти бронепоезда 21-го дивизиона (все составы находились на участке 6-7 км). В результате был разбит путь по обе стороны бепо № 1 22-го ОДБП, прямыми попаданиями разбило контрольные платформы, сбросило с пути тендер и обе бронеплощадки, получившие серьезные повреждения.
Сразу же после налета команда начала восстановление пути с помощью прибывшего ремонтного поезда, который работал до утра. С его помощью удалось поднять и вытянуть одну бронеплощадку.
19 ноября 1941 года немцы перешли в наступление, и к 19.00 перерезали железную дорогу у станции Устиновка, в результате чего бронепоезд лейтенанта Середы оказался отрезанным. Поэтому по личному распоряжению командующего 16-й армией генерал-майора К. Рокоссовского оставшаяся бронеплощадка и бронепаровоз взорвали. В результате на Волоколамском направлении остался только один действующий бронепоезд - № 2 22-го ОДБП под командованием лейтенанта Булавина.
Причиной таких потерь следует считать скученность бепо - на одном участке действовало 4 состава, а обходных путей или рокадных веток здесь не было. Кроме того, не последнюю роль сыграло очень слабое зенитное вооружение бронепоездов.
Что касается бепо лейтенанта Булавина, то благодаря хорошо продуманным действиям и маневру (он находился на железнодорожном участке один), он оказал существенную поддержку нашим войскам. Так,19 ноября в районе Лесодолгоруково - Румянцеве он своим огнем упредил наступление немцев на позиции 18-й стрелковой дивизии, уничтожив до роты пехоты. Затем бронепоезд перебросили в район Успенское, где немецкие танки прорвались к железной дороге. Передвигаясь с места на место, бепо своим огнем уничтожил до 100 человек и подбил 7 танков, задержав здесь продвижение противника.
20 ноября 1941 года бронепоезд лейтенанта Булавина отошел к Истре, гарнизон которой готовился к обороне. Условия для действия бепо здесь были очень хорошие, так как железная дорога обеспечивала скрытный подход к немецким позициям. Используя это, 22 ноября бронепоезд двумя огневыми налетами в 12.00 и 12.45 по селам Котово и Горшково помог нашим частям выбить противника из этих населенных пунктах.24 ноября, поддерживая гарнизон Истры, огнем бепо была уничтожена минометная батарея, 6 автомашин и до 80 человек.
25 ноября на позицию прибыл бепо № 1 лейтенанта Середы в составе одной восстановленной бронеплощадки и черного паровоза. На следующий день 22-й ОДБП получил задачу рассеять скопление пехоты противника, пытающегося обойти Истру в районе Давыдовской. Здесь себя опять "отличился" бронепоезд лейтенанта Середы:
"В огневой налет должны были выехать два бепо: сначала № 2, за ним № 1. Бронепоезда должны были действовать в зрительной связи, так как железная дорога была сильно закруглена, а скорость движения не должна была превышать 7-8 км/ч.
Бронепоезд лейтенанта Середы почему-то задержался и не выехал. В этот период бронепоезд Булавина сделал артналет на Давыдовскую, рассеял скопление пехоты и возвращался на выжидательную позицию в районе Манихино. Лейтенант Середа не учел, что Булавин возвращается с огневого налета и выехал на огневую позицию. Участок был однопутный, поезд шел с превышением скорости до 15 км/ч и столкнулся с бронепоездом Булавина. В результате было разбито 5 контрольных платформ и повреждена 2-я бронеплощадка бронепоезда Булавина. Силами личного состава дивизиона и восстановительной бригады Дзержинской железной дороги путь был восстановлен, бронепоезд Булавина ушел на ремонт на станцию Подмосковная, а бепо Середы нес охрану железной дороги Тучково - Истра".
Социально-экономическое развитие страны в 20-е годы
В экстремальных условиях гражданской войны проводимая Советским правительством внутренняя политика получила название «военный коммунизм». Предпосылки для её реализации были заложены широкой национализацией промышленности и созданием государственного аппарата управления ею (прежде всего, Всероссийского Совет ...
Внешняя политика Петра I: Азовские Походы, Северная
Война.
Основной целью внешней политики России петровского времени была борьба за выход к морям, на широкие мировые торговые пути.
Ф. Энгельс писал о Петре I: «Этот действительно великий человек… первый в полной мере оценил исключительно благоприятное для России положение в Европе. Он ясно… разглядел, наметил и на ...
Борьба немцев с "партизанскими бандами"
С 1942 г партизаны стали представлять для вермахта и оккупационной администрации на Востоке серьезную проблему. Если в начале войны, как утверждалось в отчете начальника немецкой Тайной полевой полиции "сельские жители видели в немецких солдатах освободителей от большевистского ига и ожидали от них лик ...