История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Быт и культурное обслуживание «человека тыла» в годы Великой Отечественной войны в Западной Сибири (на материалах Омска и Омской области).
Страница 4

Материалы » Человек тыла его трудовая жизнь, культура и быт в тылу в годы Великой Отечественной войны » Быт и культурное обслуживание «человека тыла» в годы Великой Отечественной войны в Западной Сибири (на материалах Омска и Омской области).

Приведу один эпизод, о котором трогательно вспоминает академик Валентина Павловна Бисярина:

«Однажды во время посещения омского эвакогоспиталя я была свидетельницей следующего. К начальнику госпиталя обратилась группа мальчиков и девочек за разрешением выступать перед ранеными с маленьким концертом. Это были школьники - дети артистов театра им. Е.Вахтангова. Им разрешили, сообразуясь с характером ранений. Трудно описать то впечатление, которое произвело появление детей. Сияющие глаза, улыбки на всех лицах. Дети вдохновенно читали стихи, отрывки, эпизоды. Особенно среди них выделялись Женя Симонов и Миша Державин. Вероятно, сказалось влияние отца Жени, талантливого и прекрасного артиста Р.Н.Симонова.

Среди шумных аплодисментов запомнился мне стук костылей - это был особый звук.

Навсегда в моей памяти сохранились минуты, когда раненые получали подарки от детей. Они принесли их с собой. Это были рисунки, самоделки, носовые вышитые платочки и даже куски пирогов, ватрушки и другое. При этом нередко можно было видеть скупые мужские слёзы. Потом один из раненых подозвал детей к своей кровати, вынул из завязанного платочка осколок и обратился к ним со словами: «Пусть это будет наш подарок вам. Этот осколок вынули у меня из груди. Хотел до своих ребят довезти, да их теперь нет у меня, не пришлось…». Позже я узнала, что этот осколок они сохранили для школьного музея театра.

Надо отметить, дети в те годы были оптимистами. Достаточно было посмотреть на их рисунки. В самое тяжкое время, когда становилось невмоготу дышать, мальчишки и девчонки неизменно рисовали нашу победу.

Потом раненые попросили ребят написать письма родным. Быстро нашлись бумага, карандаши. Эти письма нельзя было читать без слёз. Если вдуматься в эти письма, то становится ясно, что дети тоже участвовали в войне.

Надолго мне запомнилось, как измученные и страдающие лица находили для детей улыбку и ласковое слово. Доброжелательность, сердечная теплота и любовь царили в такие торжественные минуты в палатах госпиталей. А ведь это было для них несравнимое, лучшее духовное лекарство!»

Кроме самодеятельных, в городе активно выступали с концертами профессиональные артисты. Омская филармония создавала временные коллективы из артистов театров, преподавателей музыкальной школы и училища, отдельных исполнителей. Они выступали в рабочих клубах, в кинотеатрах перед началом очередного киносеанса.

Песня помогала жить и труженикам села. Сельский клуб собирал на посиделки солдаток, долгими зимними вечерами готовящих для фронтовиков тёплые рукавицы и кисеты, и молодёжь, поющую под гармонь как привычные, так и новые военные песни. В Крутинском районе, например, откуда известная исполнительница народных песен А. Оленичева ушла во фронтовой ансамбль песни и пляски, во время войны часто выступал хор А.И.Мартыновой. Её сын Афанасий Мартынов, тогда ещё совсем ребёнок, уже пробовал выступать в качестве аккомпаниатора. Хор участвовал в объявленном ЦК ВКП(б) и СНК СССР в 1943 - 1944гг. смотре художественной самодеятельности, был отменён Почётной грамотой.

Много интересных событий песенной жизни тех лет хранит память непосредственных участников военных концертов, любовь к песне помогает им жить и сейчас. Послушайте, как звучит хор ветеранов под руководством заслуженной артистки России И.М.Ивановой. В нём более 300 исполнителей, средний возраст которых - свыше 70 лет, на репетиции они ходят, как на праздник. А ведь большинство из них - участники самодеятельности военных лет.

Напряжённой творческой деятельностью отмечалась в годы войны жизнь омских театров. Омский драматический, которым с 1941г. руководила Л.С.Самборская, был общепризнанным, одним из лучших областных драматических театров. Народный артист России П.С.Некрасов, М.Н.Потоцкий, М.М.Иловайский, А.Ф.Теплов были особо любимы омичами. Набирал силу талант В.Дворжецкого. В театре шёл поставленный им спектакль Э.Ростана «Романтики». В репертуаре сохранились «Проделки Скапена» Ж.-Б.Мольера, «В степях Украины» А.Корнейчука. Развивая тему исторического величия русской армии, к 7 ноября 1941г. Театр сдал спектакль «Фельдмаршал Кутузов» В.Соловьёва. Позднее с большим успехом шли «Парень из нашего города» К.Симонова и «Разлом» Б.Лавренёва в постановке Л.С.Самборской. Спектакли Омского драматического шли при переполненных залах. Часто они ставились специально для призывников, для выздоравливающих раненых из госпиталей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Разделы Польши
В XVIII в. ослабленная внутренними неурядицами Речь Посполитая стала полем столкновения противоречивых интересов многих европейских держав. Франция рассматривала Польшу как барьер, который должен отгородить «цивилизованные страны» от растущего влияния «варварской империи» (России). Швеция и Турция восприним ...

Пугачев на Волге. Поражение восстания
Самозванец ушел из-под Оренбурга в Башкирию и на Южный Урал. Здесь действовали повстанческие отряды Юлаева и другие, состоявшие из башкир, русских, татар. Отряд Пугачева появляется в этих местах, захватывает несколько заводов. Затем занимает Троицкую крепость. Но здесь же терпит поражение от де-Колонга. Пуг ...

Возвышение Москвы
Во второй половине XIII в. Москва стала крупным торговым и ремесленным городом, а к середине XIV в. на территории к северу от Москвы появились много сел и деревень. Москва выдвигается как собиратель Русских земель. Этому благоприятствовали объективные факторы: географическая среда, приток населения, наличие ...