Предпосылки формирования культа личностиСтраница 1
Под термином "культ личности" понимается возвеличивание отдельной личности (как правило, государственного деятеля) средствами пропаганды, в произведениях культуры, государственных документах, законах. Утверждается, что личность имеет многочисленные таланты во всех областях человеческой деятельности, ей приписывается необычайная мудрость, способность предвидеть будущее, выбрать единственно правильное решение, определяющее процветание народа и другое. В государственных учреждениях развешивают портреты данного вождя, на демонстрациях люди носят его изображения, возводятся памятники. В дополнение к чертам личности выдающегося государственного деятеля начинают приписывать замечательные человеческие качества: доброту, любовь к детям и животным, простоту в общении, скромность, способность снизойти к нуждам и чаяньям простого человека. Хотя подобное обожествление представителей власти существовало во все времена, термин "культ личности" наиболее часто применяют к социалистическим и тоталитарным режимам.
Выражение "культ личности Сталина" получило широкое распространение после появления в 1956 году в докладе Н. С. Хрущёва "О культе личности и его последствиях" и в постановлении ЦК КПСС "О преодолении культа личности и его последствий". Хрущев в частности сказал: "Культ личности приобрел такие чудовищные размеры главным образом потому, что сам Сталин всячески поощрял и поддерживал возвеличивание его персоны." В 1961 году тело Сталина выносят из Мавзолея Ленина-Сталина. Начинаются массовые переименования: город-герой Сталинград был переименован в Волгоград, Столица Таджикской ССР Сталинабад - в Душанбе. Развенчание культа личности Сталина можно считать закономерным явлением, потому что самоидентификация политической фигуры Хрущева происходила по модели "Я – не Сталин", что значительно более укрепляло позицию Никиты Сергеевича, чем, если бы он позиционировал себя, как Сталинский наследник. Справедливости ради стоит заметить, что развенчание и искоренение культа личности Сталина, ни коим образом не затронуло культ личности Ленина, который бережно продолжали поддерживать и сохранять вплоть до самого развала Советского Союза.
В настоящее время официально принято считать культ личности исключительно делом рук Иосифа Сталина и его ближайшего окружения, и представлять ситуацию таким образом, что "злодей" Сталин "промыл мозг" всем гражданам СССР, и чуть ли не заставил молиться сам на себя, как на идола и святого. Вместе с тем, официальный взгляд на данную проблему совершенно упускает из виду то, что, во-первых, Россия более половины тысячелетия не знала ничего другого кроме самодержавия, во-вторых, шел запоздалый и сложный процесс секуляризации общества и переход к светской модели устройства, и в третьих, в стране исторически полностью отсутствовали какие-либо демократические традиции, царил патернализм, который нельзя было взять и выкорчевать за несколько месяцев, лет, и даже десятилетий. Безграмотность населения оставляла желать лучшего. Таким образом, мы видим, что в обществе существовала совершенно отчетливая потребность в авторитаризме, самодержавии, и предмете обожествления, что в сумме с врожденными патерналистскими настроениями и безграмотностью неизбежно привело бы к культу личности, и не будь культа Сталина, был бы культ Ленина, Троцкого, Царя, Бога и т.д. И рассматривая положение вещей с данной точки зрения, можно предположить, что Иосиф Сталин прекрасно видел эту тенденцию, и, поставив свою фигуру в опустошенные революцией части народного сознания, он, прежде всего, удовлетворил спрос на культ, а не навязал его, как принято считать. Безусловно, Сталин имел в своих руках мощнейшие инструменты пропаганды, такие как радио, кинематограф, контроль над прессой, то есть полный контроль над информацией. И все эти инструменты с большим усердием обслуживали его культ. Но, на мой взгляд, первопричиной этого служила именно потребность общества в культе и традиционной сакрализации лидера. Сталин воспроизводил архетип и нравственный облик царя, и эта роль гармонично вписывалась в привычные представления большинства народа о верховном правителе.
Образование и просвещение
В первой четверти XVIII в. в России происходило расширение сети учебных заведений. В 1701 г. начали свою работу Навигацкая и Артиллерийская школы; в 1707 г. — Медицинское училище; в 1712 г. — Инженерная школа; в 1714 г. — цифирные школы в губерниях (к концу первой четверти ХVIII в. таких школ было открыто 4 ...
Условия мирного
договора или капитуляции
29 декабря 1791 г. в Яссах был подписан мирный договор, который признавал присоединение Крыма к России, передавал ей земли между Бугом и Днестром и обязывал Турцию не вмешиваться в дела Грузии. Владея Крымом, Россия не могла передавать его третьей державе, иначе он возвращался Турции. ...
Восстания на юге
Через 2 недели 29 декабря 1825г С.И. Муравьев-Апостол поднял восстание Черниговского полка. К этому времени П.И. Пестель и ряд других руководителей Южного общества были арестованы. О поражении восстания в Петербурге также было известно. Но члены Южного общества рассчитывали поднять на восстание войска, раск ...