История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Внутренняя и внешняя торговля

Во второй половине XVIII в. рост промышленного производства, отходничества, усиление специализации районов способствовали развитию внутренней торговли. Шло развитие и укрепление всероссийского рынка. Из черноземных регионов на север, в крупные города поступала сельскохозяйственная продукция. Из Нечерноземья на юг — промышленные товары (ткани, посуда, продукция металлургии и т.д.). Действовали тысячи связанных между собой местных торжков, межобластных и всероссийских ярмарок. Среди них: Макарьевская (на Волге), Нежинская (на Украине), Архангельская, Ирбитская (в Сибири), Оренбургская. Постоянным местом торговли была Москва, в то время как ярмарки носили сезонный характер.

Значительно увеличились в данный период объемы внешней торговли: в 1760-х гг. стоимость вывозимых товаров составляла 12 млн. рублей, а ввозимых — около 9,5 млн.; в 1780-х соответственно — 24 млн. и 18 млн. Россия экспортировала сельскохозяйственное сырье (пенька, лен, пакля); новой, постоянно увеличивавшейся статьей экспорта стало зерно; промышленный экспорт составляли чугун (3850 пудов в год к 1780-м гг.) и льняное полотно. Главными статьями импорта оставались предметы роскоши и промышленные товары. Государство продолжало придерживаться политики протекционизма — пошлина на иностранные товары, подобные которым изготавливались в России, могла достигать 200%, а на те, что не производились внутри страны (в особенности, сырье для промышленности), была около 5%.

Важнейшим торговым партнером российской империи оставалась Великобритания, потреблявшая до 80% русского экспорта. Главными торговыми портами были Петербург, Ревель, Рига и Архангельск. Большую роль во внешней торговле продолжали играть иностранные купцы, хотя свою монополию они навсегда утратили.

Образ Америки на этапе от Победы до Фултона: предпосылки послевоенного образа врага
Победоносное окончание войны породило кратковременную эйфорию в умах действующих политиков и части журналистов о возможности достижения ненасильственного вечного мира посредством сотрудничества сверхдержав и создания ООН. Советские газеты публиковали материалы об обменах посланиями между руководителями супе ...

Первый этап войны. Этап стратегической обороны (22 июня 1941 г. – 18 ноября 1942 г.).
Осуществление плана «Барбаросса» началось 22 июня 1941 г. широкими бомбардировками с воздуха крупнейших промышленных и стратегических центров, а также наступлением сухопутных войск Германии и ее союзников по всей европейской границе СССР (на протяжении 4,5 тыс.км.) За несколько первых дней немецкие войска п ...

Введение подушной подати и её результаты
Лишь к концу своего царствования первый российский император осознал несостоятельность этих мелочных сборов, которые не только не пополняли казну, но и оказывали дурное действие на настроение народа. Эти сборы донимали не столько тяжестью, сколько своей численностью: их было больше тридцати. Назойливым июль ...