Особенности социально-экономического развития США в последней трети XIX — начале XX в. Выход на первые позицииСтраница 3
Кроме того, успешному развитию аграрного сектора США содействовал и ряд других факторов: плодородие почв, быстрый прирост сельского населения, высокий уровень агрикультуры и агротехники, устойчивый спрос на продовольствие и сельскохозяйственное сырье быстро растущего городского населения и перерабатывающей промышленности. Во многом этому способствовало и бурное железнодорожное строительство, благодаря которому формировалась региональная сельскохозяйственная специализация, и продукция быстро поставлялась на внутренний и внешний рынок.
Постоянно растущий внутренний рынок стимулировал американских фермеров быстро осваивать новые земли на Западе, внедрять новую технику, применять передовые технологии. В конце XIX в. в США массовое применение получили сеялки, жатки, молотилки, на полях страны появились первые паровые тракторы, а с 1907 г. - уже с двигателями внутреннего сгорания, стали применяться и зерноуборочные комбайны. Развитие сельского хозяйства США шло в рамках региональной специализации в масштабе страны. Так, на Среднем Западе и в Калифорнии выращивали в основном пшеницу, в Канзасе, Небраске, Айове - кукурузу, в южных штатах - по-прежнему хлопок. Такая специализация способствовала значительному росту производительности труда в американском сельском хозяйстве. Это позволило уже в 1870-х гг. существенно снизить затраты на производство зерна и обеспечить его высокую конкурентоспособность на мировом рынке. В этой связи огромное количество дешевого американского зерна, в первую очередь пшеницы, стало поступать в Европу и вызвало там длительный аграрный кризис. Следует иметь в виду, что этот процесс имел и негативные последствия для многих фермеров в США: снижение более чем в 2 раза цен на американскую пшеницу за границей повлекло за собой разорение средних и мелких хозяйств. Усиление дифференциации фермеров в стране вызывал и процесс концентрации производства и капитала в сельском хозяйстве. В связи с этим в США росло число арендаторов и наемных сельскохозяйственных рабочих: если в 1880 г.2/3 фермеров владели своей землей, то в 1910 г. - только 1/3.
В целом аграрный сектор в США развивался столь же стремительными темпами, как и промышленный. В итоге накануне Первой мировой войны страна занимала первое место в мире по потреблению зерновых на душу населения и одно из ведущих по урожайности и развитию животноводства. Пожалуй, о благополучии аграрной сферы США свидетельствовал и тот факт, что вплоть до 1920 г. сельское население в стране превышало городское. Так, в 1910 г. горожане в США составляли менее 1/2 населения - 43 %, тогда как в Англии они преобладали уже в 1871 г.
Неоспоримые успехи американской экономики отражала и динамика структуры внешней торговли США. Если в 1865 г. доля сырья и готовых изделий в экспорте страны составляла соответственно 70 и 16 %, то в 1913 г. - 40 и 48 %. В 1913-1914 гг. таможенные пошлины начали снижаться, а на многие продовольственные товары они вообще отменялись. Это демонстрировало уверенность американских производителей в конкурентоспособности собственной продукции на мировом рынке. Наряду с экспортом товаров в конце XIX в. заметно вырос и вывоз капиталов, в основном в Канаду и Латинскую Америку.
Бурное развитие экономики США на рубеже веков сопровождалось ускоренной концентрацией производства и капитала и активной монополизацией. Крупные акционерные компании создавались, в первую очередь, в сфере железнодорожного строительства и в новых отраслях промышленности. Это способствовало формированию огромных состояний, ставших впоследствии основой мощных монополий. В конце XIX в. на крупных предприятиях США производилось 67 % всей промышленной продукции страны.
Преобладающими формами монополистических объединений в США стали тресты и концерны, сосредоточивавшие наибольшую производственную и финансовую мощь. Первые американские монополии появились в 1870-80-х гг. среди железнодорожных компаний, поскольку именно здесь сконцентрировался огромный акционерный капитал. К тому же изначально привилегированное положение железнодорожных компаний давало им возможность получать монопольные прибыли. В 1880-90-х гг. между железнодорожными компаниями развернулась острая конкурентная борьба, зачастую с использованием криминальных приемов. В результате к началу XX в. в США образовалось 6 крупнейших железнодорожных компаний, находившихся под контролем пяти семейных кланов (Морганов, Гарриманов, Вандербильдов, Гульдов, Хиллов) и Пенсильванской группы. В их руках было сосредоточено более 73 % всех железных дорог страны.
В 1880-х гг. в американской промышленности начали возникать тресты, устанавливавшие свое господство в различных отраслях производства. Одной из первых крупнейших монополий стала "Стандарт ойл компани", созданная в 1882 г. Дж. Рокфеллером-старшим в нефтеперерабатывающей отрасли. Это был первый трест в истории страны, который быстро подавил всех конкурентов и сконцентрировал в своих руках 90-95 % производства очищенной нефти в стране, а к 1900 г. - 90 % ее экспорта. В 1880-90-х гг. монополизация охватила электротехническую, сталелитейную, текстильную, спиртовую, табачную, сахарную и другие отрасли производства. Так, в сталелитейной промышленности возник трест Э. Карнеги, в электротехнической - образовалась крупнейшая монополия "Дженерал электрик компани". Последняя в начале XX в. попала в сферу влияния банкирской группы Моргана и заняла ведущие позиции в экономике страны. Помимо производства электроэнергии, эта корпорация выпускала и различное электрооборудование.
Культура и быт Тюргешский каганата.
Хозяйство тюргешешей в основном было основано на кочевом и полукочевом скотоводстве. Некоторая часть тюргешей вела оседлый образ жизни, занималась торговлей, ремеслами. Охота на диких животных для представителей знати была развлечением, а для бедных источником существования.
Тюргешском каганате заметное ра ...
Чингисхан как государственный деятель
Новое монгольское государство по сравнению с предыдущими раннефеодальными объединениями носило ярко выраженный классовый, феодальный характер. В его основу было положено военно-административное устройство. Чингис-хан разделил население Монголии на два крылья: правое ( барун-гар ) и левое ( дзун-гар ). Крыль ...
Сильный
враг - Кучлук-хан
Вернувшись из Китая, Чингис-хан должен был обратить внимание на ближайший к нему запад, где у него оставался еще сильный враг - Кучлук-хан, который коварством успел завладеть Кара-китайской державой. Не были еще покорены некоторые народы к западу от Алтая до реки Урала. Как бы ни сложились дальнейшие отноше ...