«Ответственное правительство»Страница 3
“По словам известного английского политического деятеля прошлого столетия Гладстона, английский министр почтительно докладывает королю о своих планах, выслушивает критику, но может не придавать королевскому совету решающего влияния”.[5]
Необходимым условием позитивного развития государства является – принцип разделения властей. Одним из требований принципа разделения властей как необходимого условия предотвращения узурпации высшей правительственной власти и гарантированности пользованиями гражданскими свободами является не совместимость должностей в различных ветвях государственной власти – исполнительной, законодательной и судебной. Одним из основателей теории разделения властей выступил Джон Локк.
“Поддержание режима свободы, реализация “главной и великой цели” политического сообщества непременно требуют, по Джону Локку, чтобы публично-властные полномочия государства были четко разграничены и поделены между разными его органами. Правомочие принимать законы (законодательная власть) полагается только представительному учреждению всей нации – парламенту. Компетенцию притворять законы в жизнь (исполнительная власть) подобает монарху, кабинету министров. Джон Локк, однако, привнес в политическую теорию нечто гораздо большее, чем просто мысль о необходимости “уравновесить власть правительства, вложив ее отдельные части в разные руки”.
Имея в виду не допускать узурпации кем-либо всей полноты государственной власти, предотвратить возможность деспотического использования этой власти, он наметил принципы связи и взаимодействия “отдельных ее частей”. Соответствующие типы публично-властной деятельности располагаются им в иерархическом порядке. Первое место отводиться власти законодательной как верховной (но не абсолютной) в стране. Иные власти должны подчиняться ей. Вместе с тем они вовсе не являются пассивными придатками законодательной власти и оказывают на нее (в частности власть исполнительная) довольно активное влияние.”[6]
С середины XVII века эту теорию начали активно пытаться воплощать на практике. К примеру, программном документе левеллеров “Народное соглашение” от 15 января 1649 года было записано, что в целях “правильной” организации народных представителей ни один член государственного совета, ни один казначей и сборщик публичных средств и т. п. не должен, пока состоит в должности, быть избираем, и если избрание состоялось, то оно признается недействительным. То же самое относится к практикующему юристу – если его избирают в народные представители или в государственный совет, “он признается не имеющим права заниматься судебной практикой, пока состоит в этих должностяхго избирают в народные представители или в государственный совет, состоялось, то оно признается недействительным.едств и т.венн”. В Акте об устранении 1701 года было зафиксировано аналогичное положение – “никакое лицо, которое занимает какую-либо платную должность или место, подчиненные королю, или получает пенсию от короны, не может состоять членом палаты общин”. Это положение было отменено для министерских должностей, актами 1705 и 1707 годов.[7] Английский парламент начинал становиться самой главной ветвью власти, правительство формально независимое, полностью контролировалось парламентом, или вернее его партией большинства.
Сложившиеся в XVIII столетия практика прочно связала статус члена правительства со статусом членства в парламенте. Формально монарх назначал премьер-министра “по своему усмотрению”, однако непременно из числа членов парламентской фракции большинства. "Отчуждение" короля от кабинета способствовало сосредоточению функций по руководству им в руках нового, появившегося в связи с этим должностного лица, - премьер-министра. Кабинет стал действовать от имени короля, но самостоятельно. В свою очередь это привело к утверждению принципа не ответственности монарха. Также в первой половине XVIII в. формируется принцип, по которому кабинет министров прибывает у власти только, пока он имеет поддержку большинства палаты общин. Вскоре стало очевидно, что нельзя управлять, если парламент и особенно палата общин, утверждающая бюджет, против политики правительства. Было сформулировано правило о том, что кабинет министров должен формировать парламент, а не король, и этот кабинет должен быть от партии большинства в парламенте, то есть сформирован на партийной основе.
Таким образом, к концу XVIIIв. парламент стал полновластным хозяином в стране. Конституционная монархия переросла в парламентскую, отличительной чертой которой является существование ответственного правительства. Такое правительство формируется из лидеров партии, получившей большинство в парламенте, и коллективно ответственно перед палатой общин. Изменение роли парламента диктует новые реформы. Назревает потребность в модернизации избирательной системы.
Устранение Сталиным “Оппозиции”
1 декабря 1934 г. в Смольном был убит первый секретарь ленинградского обкома, секретарь ЦК, член Оргбюро и Политбюро ЦК ВКП(б) С.М. Киров. Впоследствии назывались различные силы, стоявшие за убийцей Кирова Николаевым: в числе организаторов упоминались последовательно белогвардейцы, зиновьевцы, троцкисты, а ...
Последние годы жизни и смерть В. И. Срезневского.
После выхода на пенсию Срезневский усиленно занимался работой в качестве сотрудника Института языка и мышления Академии Наук по подготовке словаря древнерусского языка. Одновременно он много работает над изданием полного собрания сочинений Толстого, редактируя отдельные тома, разбирает архив отца Измаила Из ...
Спокойные месяцы 1959 года.
Время до конца лета 1959 года оказалось во многих отношениях самым спокойным в жизни Н.С. Хрущева. В начале 1959 года прошел внеочередной XXI съезд КПСС, который заменил действующий пятилетний (1956-1960) план новым семилетним планом развития народного хозяйства (1959-1965). Основным поводом этому послужила ...