История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Концепция Кравцевича

Хочу отдельно рассказать про концепцию Алеся Кравцевича, т.к. она коренным образом отличается от предыдущих. Если те были «военными», т.е. в основе лежало объединение силой, то эта концепция является «мирной», т.к. автор считает, что ВКЛ было образовано мирного договора.

Историки считают, что в источниках XII – XIII вв. термин «Литва» используется в двух значениях: «Литовская земля в узком смысле» и «в смысле широком, как совокупность всех литовских земель»[18].

В ходе эволюции понятие «Литва» приобрело три смысловых значения (ещё в начале XX в. на это обратил внимание Аскар Халецкий):

1) Политоним, или обозначение всего государства ВКЛ;

2) Хароним, или «Литва» в узком смысле (термин введён Любавским) – исторический центр государства;

3) Литва в смысле этнографическом (этнографически балтском).

Кравцевич ссылается в своей работе на то, что учёные нашли случаи сотрудничества славян и балтов, но конфронтации – ни одного[19].

Балто-славянская контактная зона, по мнению Кравцевича, стала ядром ВКЛ – исторической Литвой. Также он утверждает, что к середине 40-х гг. XIII в. объединения в Литве не было.

Благоприятствовало для создания ВКЛ то, что Понемоние оказалось в стороне от главных направлений татарских походов. Тевтонский орден вышел к границе Понемония только в 1283 г. Галицко-Валынские князья находились постоянное под угрозой татарского нашествия. Между началом 40-х гг. и началом 80-х гг. Понемоние получило относительно спокойный период времени.

Как утверждает Кравцевич, на самом Понемоньи были уже готовые примеры государственности виде восточнославянских княжеств. А также хорошие военные организаторы – представители балтских военных дружин. Это являлось более чем двухвековым опытом мирных балто-славянских отношений[20].

Начало ВКЛ, Кравцевич считает, – политический союз двух главных региональных сил восточнославянских городов-государств с некоторыми наиболее сильными представителями балтских племён. А если более конкретно, то началом был союз важнейшего города региона – Новогрудка с сильнейшим из соседних кунигасов – Миндовгом[21].

Кравцевич так же делает ссылку на то, что история не оставила доказательств про то, как договаривались новогрудчане с Миндовгом. Неизвестно кто был инициатором, а так же деталей переговоров. В то время наши предки ещё не имели обычая оформлять подобные соглашения на бумаге виде юридических документов. Соглашение закрепляли устной клятвой, христиане присягали на Библии, язычники клялись своим богам. Но, как говорит Кравцевич, недолжно быть сомнений, что такой союз был, т.к. про его деятельность доказывают летописи и хроники того времени.

Кравцевич отрицает то, что Миндовг захватил Новогрудок силой, т.к. новогрудчане поддержали его в битве против Галицко-волынских князей (если бы те были сородичами-русинами, то жители Новогрудка могли открыть городские ворота, когда подошло волынское войско, тем самым вырваться из-под власти Миндовга).

Так же Кравцевич не согласен с мнением Ермаловича, который считает, что ВКЛ образовалось путём захвата (как уже говорилось выше: по мнению Ермаловича Миндовг – беглый князь, которому Новогрудок дал денег и войско, а тот для него захватил Литву, которая находилась между Новогрудком, Молодечно, Минском, Клецком и Слонимом).

Кравцевич, опираясь на работы различных специалистов-языковедов и археологов, утверждает, что не могли быть отношения между славянами и балтами враждебными.

Датой создания ВКЛ Кравцевич считает 1248 г., т.к. в этом году было первое реальное проявление балто-славянского союза, первым шагом для создания нового государства (который заметили в соседних странах) была операция, проведённая под командованием Миндовга, результатом которой стали слова летописца: «поимана бъ вся земля Литовская»[22].

Теорию Кравцевича поддержали Семенчук Г. и Шаланда А. В их работе (Семянчук Г., Шаланда А. Да пытання аб пачатках Вялікага княства Літоўскага ў сярэдзіне ХІІІ ст. (яшчэ адна версія канструявання мінуўшчыны) // Беларускі Гістарычны Зборнік - Białoruskie Zeszyty Historyczne nr 11.) они дополняют концепцию тем, что предполагают, что союз Миндовга и Новогрудка образовался в результате возможной свадьбы первого с дочкой Изяслава Новогрудского. Так же они считают, что с самого начала ВКЛ имела балто-славянский характер. От славян – право, государственный аппарат, административный раздел и города, вассальную иерархию, характерную для Руси, культуру; от балтов - войсковую силу, направляющего династию и психологический оптимизм.

Просвещение
Война была сопряжена с неслыханными лишениями, но культурная жизнь советского народа, ни на час не замирала. Нет слов, школа, конечно, переживала серьёзные трудности: не хватало помещений, ибо большая часть школьных зданий была занята под госпитали и другие военные учреждения. Занятия проходили в плохо прис ...

Создание и развитие системы образовательных учреждений
Основой созданного Ведомства учреждения Императрицы Марии Федоровны явилась система женского образования. Приняв на себя руководство делом общественного призрения, императрица Мария Федоровна решила не ограничивать своей общественной деятельности управлением созданных еще при Екатерине детских воспитательн ...

Просвещение
Очагами развития культуры на Руси были города, количество которых росло с каждым столетием. Некоторые русские города вроде Киева, Новгорода, Галича вошли в число центров европейского значения. В городах значительно развилось ремесло, появились мастера самых различных специальностей. Их изделия продавались ...