Изменения в городском самоуправлении г. Воронежа в 1892-1918
гг. Влияние реформы 1892 г. на городскую управу и её
социальный составСтраница 1
11 июня 1892 г. указом императора Александра III было введено новое Городовое Положение, которое по содержанию точнее называть не новым, а откорректированным прежним Городовым Положением[27]. Реформа не меняла полномочия городской управы и основной круг подведомственных ей дел. Тремя главнейшими изменениями, внесенными в законодательство 1870 г., были:
1) сужение круга избирателей за счет увеличения имущественного ценза;
2) отмена куриального принципа выборов и введение территориального;
3) усиление контроля администрации за деятельностью городского общественного управления.
Вопрос о степени влияния Положения 1892 г. на городскую управу немаловажен - ведь по этому закону самоуправления в России функционировала на протяжении четверти века вплоть до революционных изменений в государстве в 1917 г. В историографии встречаются две оценки Положения 1892 г.:
1) эта одна из реакционных "контрреформ", главной целью которой была максимальная подчиненность общественных учреждений бюрократическому аппарату;
2) эта реформа вызвала некоторое ограничение самостоятельности органов самоуправления, но одна их основных её целей все же была иной - улучшить систему самоуправления, устранить несовершенства Городового Положения 1870 г. путем его коррекции. Если до 1990-х гг. преобладала первая точка зрения, то в настоящее время все больше укореняется вторая.
Число членов городской управы (по-прежнему избираемых думой) определялось для губернских городов не более трёх. Не считая городского головы (статья 90). Члены городской управы, даже не будучи избранными гласными, отныне не участвовали в собраниях думы, то есть автоматически причислялись к гласным (статья 120) [28]. Как и прежде, избирательное право предоставлялось в городах не только физическим лицам, но и учреждениям (правительственным, учебным, благотворительным и др.) на основе того же имущественного ценза. Правом наделялись и коммерческие фирмы, деятельность которых требовала выборки свидетельств 1-й и 2-й гильдий. Ряд статей усиливал возможности контроля губернаторской администрации как над думой, так и над управой. Согласно отредактированному закону, городской голова и заменяющее его лицо по-прежнему утверждались министром внутренних дел. Однако и они, и другие члены управы отныне приобретали статус государственных служащих. Члены городской управы подлежали утверждению в должности губернатором. С одной стороны, несомненно, вырастал авторитет членов управы в глазах городского общества и повышалась их ответственность, а с другой стороны - исключалась возможность появления на ключевых постах самоуправления "неблагонадежных" лиц.
По Городовому Положению 1892 г. выборы в Воронеже состоялись шесть раз: кроме 1893 г., они были организованы в весенние месяцы 1897, 1901, 1905, 1909, 1913 гг.
Изменения, которые происходили в период 1893-1917 гг. в социальном составе Воронежской городской управы, отражены в таблице 2.
Таблица 2.
Социальный состав Воронежской городской управы и характеристики членов управы в период действия Городового положения 1892 г. (1893-1917) [29]
Количество членов управы (включая городских голов) | ||||||||||||
Сент. 1893 |
Июнь 1896 |
Дек. 1897 |
Июнь 1901 |
Май 1904 |
Март 1906 |
Дек. 1908 |
Дек. 1911 |
Дек. 1914 |
Май 1916 |
Весь период 1893-1917 | ||
Всего членов управы |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
4 |
6 |
18 | |
Сословия членов упр. |
Купцы, поч. граждане из куп-ва |
- |
1 |
2 |
3 |
3 |
1 |
1 |
- |
- |
- |
4 22% |
Дворяне, чиновники |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
10 56% | |
Мещане |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 17% | |
Образование членов |
Высшее |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
- |
1 |
4 22% |
Среднее |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
10 56% | |
Начальное и домашнее |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
4 22% | |
Проживание в Воронеже |
С рождения |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
3 |
1 |
1 |
3 |
12 67% |
20 и более лет |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
3 |
3 |
3 |
6 33% | |
Менее 20 лет |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Реформы центрального управления
Важнейшим направлением преобразований Петра I являлась административная реформа, носившая всеобъемлющий характер. Главной задачей этой реформы было окончательное формирование централизованного бюрократического аппарата самодержавного государства. В основе реформы органов как центрального, так и местного упр ...
Преступление против
мира. Формула обвинения
“Все обвиняемые и различные другие лица в течение ряда лет до 8 мая 1945 года участвовали в планировании, подготовке, развязывании и ведении агрессивных войн, которые также являлись войнами в нарушение международных договоров, соглашений и обязательств.”[6]
Войны, упоминаемые в формуле обвинения в разделе ...
Наступление оппозиции
Разоблачая международную политику Сталина и Бухарина, оппозиционеры грозили партии внешним вторжением. Апеллируя к традициям старого большевизма, оппозиционеры требовали восстановить внутрипартийную демократию (но ни в коем случае - демократию вне партии).
НЭП привел, по мнению оппозиционеров, к сползанию ...