История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Экономическая политика в царствование Александра III /1881-1894 гг./, как время формирования капиталистических отношений в России /Пореформенное развитие страны 1861 -1881 гг./
Страница 3

Материалы » Экономическое развитие России во второй половине XIX века » Экономическая политика в царствование Александра III /1881-1894 гг./, как время формирования капиталистических отношений в России /Пореформенное развитие страны 1861 -1881 гг./

Наряду с хроническим малоземельем крестьяне испытывали огромный налоговый гнет. В поре форменную эпоху крестьяне выплачивали в виде налогов и выкупных платежей примерно 89 млн. золотых руб. ежегодно. Из общей суммы налогов, поступавших в казну от сельского населения, 94% взималось с крестьянских хозяйств, и лишь 6% - с помещичьих.

Сельское хозяйство было отсталым и в техническом, и в агрономическом отношении, что влияло как на общее экономическое положение страны, так и на социальную напряженность, поскольку сельское население достигало 85% от его общей численности. Низкая урожайность порождала периодическую нехватку продовольствия в стране. Крайне тяжелое положение крестьян усугубилось несколькими неурожайными годами подряд, что привело к катаст­рофическому голоду 1891 года, охватившему более 40 млн человек.

В 1880-е годы XIX века в основном завершился промышленный переворот.

В ведущих отраслях народного хозяйства стали преобладать паровые машины и разнообразная техника - механические станки, оборудование, механизмы, прежде всего в обрабатывающей промышленности. Так, с 1875 по 1892 годы количество паровых двигателей в России увеличил ось вдвое, а их мощность ­в три раза. За последние десятилетия XIX века появились и начали быстро развиваться новые отрасли: угольная, нефтедобыча и нефтепереработка, машиностроение, химическое производство и др.

К традиционным промышленным районам в Центре, на Урале и в Прибалтике прибавились новые: угольно-металлургический в Донбассе и Криворожье. Выросли крупные промышленные центры: Юзовка, Горловка, Нарва, Орехово-Зуево, Ижевск и др. Производство чугуна переместилось с Урала на юг России. Появились крупные машиностроительные заводы по производству паровозов (Коломна), пароходов (Сормово), сельскохозяйственной техники (Харьков, Одесса, Бердянск).

В 1890-е годы количество выпущенных паровозов увеличилось в два раза по сравнению с 1870-ми годами, что позволило полностью отказаться от их ввоза из-за границы. За 30 послереформенных лет были построены такие крупные машиностроительные предприятия, как ме~анический завод Нобеля, Обуховский сталелитейный и пушечный в Петербурге, механический в Перми и т.д.

На юге страны были построены передовые по техническому оснащению металлургические заводы. В 1872 году вступила в строй первая доменная печь в Юзовке (на заводе английского промышленника Дж. Юза), через два года - на Сулинском металлургическом заводе. Несколько лет спустя Юзовский и Сулинский заводы перешли на богатую руду из Кривого Рога, что привело к быстрому подъему черной металлургии в этом регионе.

Вскоре к ним присоединился металлургический район с центром в Екатеринославе. Молодая южная металлургия, выросшая на вольной, а не на крепостной рабочей силе, превратилась в основную индустриальную базу страны. К началу 1890-х годов здесь производилось более 20% всего российского чугуна, а к концу века -. 62%. Свыше 65% общероссийского объема угля добывал ось в Донбассе. Каменный уголь стал важнейшим энергоносителем для всей промышленности и транспорта.

Среди новых отраслей наиболее быстро развивалась нефтедобыча и нефтепереработка, прежде всего в районе Баку. Первоначально там существовала система откупов нефтяных колодцев на определенный срок. С 1872 года нефтяные районы стали сдаваться в долгосрочную аренду с торгов. В это же время стала внедряться новая техника - бурение скважин и выкачивание нефти при помощи паровых двигателей. Все это позволило увеличить добычу нефти за 1870-1890-е годы с 1,7 млн до 243 млн пудов, т.е. в 140 раз. К концу XIX века нефтедобыча возросла до 633 млн пудов, что позволило России выйти на первое место в мире по этому показателю. Из нефтепродуктов большим спросом стал пользоваться керосин для бытового потребления. Мазут и бензин в промышленности и на транспорте использовался пока в незначительном количестве.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Дискуссии о характере социально-экономического развития Руси в период монголо-татарского ига.  Позиция Л.Н.Гумилёва
Особенностью концепции Льва Николаевича Гумилёва является утверждение, что Русь и Золотая Орда до XIII веке не только не были врагами, но и даже состояли в некоторых союзнических отношениях. По его мнению, предпосылками для такого союза стали чересчур активные экспансионистские действия Ливонского ордена в ...

Расцвет Могльской Индии при Акбаре. Акбар (1556 – 1605 гг.)
В течение почти полувекового правления Акбара в Северной Индии вновь укрепилась власть Моголов. Своей столицей Акбар сделал Агру на реке Джамне. Правление падишаха Акбара (1556—1605) было "золотым веком" империи Великих Моголов. Укрепив власть на севере, включая Пенджаб, Акбар заручился поддержко ...

Образование государства Сельджукидов
XI в. в Иране знаменовался вторжением тюрок (огузов). Одна из их орд (сельджукская) разгромила (1040 г) войско Газневидов при Данденакане, завоевала весь Иран и сопредельные страны и создала государство Сельджукидов. Сельджукское объединение выделилось по имени предводителя Сельджука, принявшего ислам. Се ...