ВведениеСтраница 1
В 1985-86 гг. по инициативе М.С. Горбачёва началось проведение реформы экономической системы СССР. Однако руководство СССР не имело научно разработанной и политически обоснованной концепции реформы, в которой были бы отражены исходные позиции, определены задачи и цели, механизм решения экономических проблем. Постепенно изменения условий развития производства и методов руководства экономикой переросли в реформирование внутриполитического устройства и внешней политики нашего государства. Преобразования в социально-экономической и общественно-политической сферах вышли за пределы, намечаемые «перестройкой». Они привели к распаду существовавшего на протяжении семи с лишним десятилетий советского государства.
Актуальность данной темы в наши дни обусловлена тем, что даже когда с политической сцены уже ушли главные действующие лица периода перестройки, политические и экономические преобразования в России продолжаются. Достижения и ошибки М.С. Горбачёва и его соратников сохраняет актуальность и более чем через да десятилетия после начала реформ. Хотя реформы в связи с распадом тогдашнего Советского Союза, казалось, потерпели неудачу, они, тем не менее, одержали победу. Те сложные вопросы и проблемы, которые существуют в России в настоящее время, становятся более объяснимыми и понятными при рассмотрении попыток реформирования в СССР во второй половине 1980-х гг.
В данной работе моей целью являлось осуществление анализа и рассмотрение логики происходящих исторических явлений и процессов в 1985-1991 гг.
Конечной цели невозможно достичь не рассмотрев основные элементы жизни последнего периода существования СССР: 1) социально-экономические реформы; 2) внутриполитические преобразования; 3). диаметральную смену внешнеполитического курса.
Поэтому при исследовании темы «Перестройка в СССР» необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть причины и предпосылки начала проведения реформ М.С. Горбачёва;
- изучить социально-экономические реформы, и выявить причины их неудач;
- описать политические реформы в СССР, их неподготовленность и стихийность;
- проанализировать основные направления внешнеполитического курса СССР
- оценить результаты и последствия «перестройки» в контексте современного развития России.
В качестве источников я использовала периодическую литературу того времени, а именно газету "Правда" материалы, ХХVII съезда КПСС, пленумов ЦК КПСС, ХIХ партконференции[1] а также книги: М. С. Горбачёва «Октябрь и перестройка: революция продолжается», “Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира”.[2]
Книга Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева — это размышления о перестройке, о проблемах, которые встали перед страной, о масштабах перемен, о сложности, ответственности и неповторимости нашего времени. Значительная ее часть посвящена новому политическому мышлению, философии внешней политики.
В качестве источников также были использованы воспоминания помощников и соратников Горбачёва.[3]
Ещё одним источником послужил сайт Орловской областной администрации, с которого была взята информация о реформах сельского хозяйства в период перестройки.[4]
Литература на которую я опиралась при написании курсовой работы учебные пособия, монографии и справочники.[5]
В учебниках для вузов под редакцией А.Ф. Киселёва, А.М. Щагина и А.Б. Безбородова доступно и понятно изложена суть внутриполитических процессов и реформ горбачёвского шестилетнего правления.[6]
В монографиях В.В. Согрина, В.А, Печенева подробно рассматривается событие двадцатилетней давности - перестройка, имеющее громадное историческое значение для нашей страны и всего мира. На основе глубокого анализа политических и экономических процессов, протекавших в СССР во второй половине 1980-х годов, авторы пытаются ответить на два важнейших вопроса нашего времени: было ли необходимо начатое М.С. Горбачевым коренное переустройство государственной и партийной систем СССР и кто, каким образом и почему сделал процесс преобразований необратимым? Ими используется собственный обширный архив документов.[7]
Выбор царя
По взятии Москвы, грамотой от 15 ноября, Пожарский созвал представителей от городов, по 10 человек, для выбора царя. Сигизмунд 3 вздумал было идти на Москву, но у него не хватило сил взять Волок, и он ушёл обратно.
В январе 1613 г. съехались выборные от всех сословий, включая крестьян. Собор (то есть всесо ...
Начало исследовательской деятельности
Исследовательская деятельность Павлова началась рано. В 1873 г., будучи студентом четвертого курса, он под руководством Ф.В. Овсянникова исследовал нервы в легких лягушки. В том же году совместно с однокурсником В.Н. Великим Павлов выполнил первую научную работу. Под руководством И.Ф. Циона они изучили влия ...
Революционные праздники. Идейные предпосылки и общие черты. Общая
характеристика революционных празднеств
Определяющей чертой революционных празднеств был их синтетический характер, объединение разных видов искусства. Трудно сказать, какой из этих видов был ведущим. Гремела музыка, пели хоры, разворачивалась пантомима, разыгрывались сцены, украшались и перестраивались площади и улицы, создавались специальные ко ...