Английская система управления колониями
Для укрепления своего политического господства в колониях Африки южнее Сахары министерство колоний Англии избрало метод так называемого непрямого или косвенного управления. Упрочение колониального режима связывалось с опорой на традиционную и полутрадиционную верхушку африканских обществ. Другими словами, управление колониями осуществлялось через систему уже сложившихся или вновь образованных традиционных институтов местной власти, включенных в общую административную схему.
Наиболее подходящую базу для косвенного управления англичане нашли в эмиратах Северной Нигерии. Захватив эти районы и области халифата Сокото, британцы сохранили традиционные системы управления, но модифицировали и приспособили их к нуждам колониальной власти. Вариант непрямого управления, апробированный в Северной Нигерии, был затем распространен и на другие английские колонии.
Но были случаи, когда британские колониальные власти отходили от принципов косвенного управления. Как правило, это происходило в тех владениях, где население проявляло свою непокорность колониальной администрации. С 1880-х годов система незавуалированного диктата, широко применявшейся Францией, была введена в Гамбии, Сьерра-Леоне, Лагосе. Традиционные правители были смещены, а на их место поставлены прямые ставленники колонизаторов. Однако позже, по мере стабилизации обстановки в этих колониях, англичане вновь восстановили в правах «туземных» правителей из тех же династических семей, что и низложенные.
Верховная власть в английских колониях была сосредоточена в руках губернаторов, представлявших английскую корону. Основную административную работу осуществляли учрежденные при них центральные секретариаты, за которыми закреплялся контроль над финансами, железнодорожным строительством, телеграфной службой, а также руководство вооруженными силами и геологоразведочными работами. Центральные секретариаты координировали работу системы управления в целом.
Помимо центрального колониального аппарата существовали различные «туземные» структуры, возглавлявшиеся традиционными правителями. В круг их обязанностей входило поддержание установленного колониальными властями порядка, сбор налогов, вербовка рабочей силы, донесения о всяких происшествиях, выполнение различных поручений колониальных чиновников и др. Правитель (вождь) состоял у колониальной администрации на жаловании, размер которого был обусловлен и находился в прямой зависимости от численности племени, от суммы собираемых налогов, от поставок рабочей силы на те или иные работы и т. п. За усердие в выполнении возложенных на него обязанностей он получал и дополнительное комиссионное вознаграждение.
Как правило, вождь выбирался в соответствии с традициями, но обязательно утверждался и вводился в должность колониальной администрацией. В случае неудовлетворенности его кандидатурой, администрация уже не считалась с племенными традициями, вождей смещали и назначали новых, исходя исключительно из готовности кандидатов служить колониальным властям. Таким образом вся полнота действительной власти находилась в руках колонизаторов. Система косвенного управления прикрывала абсолютное экономическое и политическое господство видимостью сохранения элементов местного самоуправления. Одновременно она освобождала колонизаторов от необходимости создавать громоздкий административный аппарат, требовавший больших расходов.
Османское завоевание Сирии
Территория нынешних Сирии, Ливана, Иордании, Палестины и Израиля исторически представляла собой одну географическую область (или страну), известную в средневековых арабских источниках как Сирия (Сурийя, аш-Шам). Естественными рубежами Сирии служили на севере — южные отроги Таврских гор, на юге — Синайский п ...
Милитаризация страны.
После гибели Т. Хары активизировались милитаристские партии и организации Японии. Спекулируя на самурайских традициях, они ставили целью восстановление внешней экспансии империи. В 1927 г. премьер-министр Танака
прислал императору тайный план («меморандум Танаки») вытеснения США с Тихого океана и экспансии ...
Что же нам делать?
Вопрос, вынесенный в заглавие данного раздела работы двусмыслен. С одной стороны, он закономерно возникнет у учащихся, достаточно глубоко окунувшихся в данную проблему и однозначного ответа на него быть не может – это вопрос для нас всех, кто хоть как-то идентифицирует себя с Россией и русской культурой, а ...