История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Французская система колониального управления

Материалы » Формирование системы колониального управления в Африке » Французская система колониального управления

В конце XIX и в начале XX в. колонии Франции были объединены и преобразованы в два крупных генерал-губернаторства. Одно — Французская Западная Африка (ФЗА) — возникло в 1895 г. Другое — Французская Экваториальная Африка (ФЭА) — в 1910 г.

Население колоний было разделено на две основные группы. Крайне малочисленную группу составляли так называемые жители «полноправных коммун». Они были представлены населением четырех сенегальских городов — Сен-Луи, Дакара, Рюфиска и Горэ. Африканцы этих городов-коммун рассматривались как французские граждане. В начале XX в. черных французских граждан насчитывалось около 25 тысяч человек, из них 23 тысячи — сенегальцы. Они объединялись в муниципалитетах и имели Генеральный совет Сенегала — выборный орган, вотировавший бюджет колонии. В 1879 г. правительство Франции восстановило ликвидированное Второй империей право африканских коммун иметь своего представителя в парламенте метрополии. Однако впервые депутат-африканец, Блэз Диань, был избран только в 1914 г. Подавляющую же часть населения во французских колониях, оказавшуюся в бесправном положении, составляли так называемые «подданные французской империи».

Франция, в отличие от Англии, пошла по пути разрушения традиционных институтов власти. Колониальная администрация смещала правителей властных структур в африканском обществе и назначала своих ставленников, кроила и перекраивала административную карту расселения племен, постоянно вмешивалась в их внутреннюю жизнь. Официальным языком в колониях был объявлен французский язык.

Вновь назначаемые «вожди» на низших административных должностях в деревнях, кантонах, провинциях по существу были чиновниками в структуре колониальной администрации, не связанные с народом и полностью находившимися в зависимости от французских властей. Они делились на несколько классов с соответствующими различиями в жалованье и правах. В газетах часто можно было прочесть такие извещения: «Вождь X. 14 класса назначается временным администратором канона В.»; «Старшина Н. временно назначается вождем 18 класса и ставится во главе кантона П.»; «Старший переводчик 3 класса временно назначается кантональным вождем 7 класса и ставится во главе кантона Г. вместо прежнего вождя, который переводится на пост правительственного служащего». Эти и другие принципы организации управления колониями сложились в систему так называемого прямого управления.

Однако уже к началу XX в. во французской колониальной политике наметился некоторый поворот в сторону косвенной системы управления. Рядом колониальных чиновников высокого ранга и прежде всего генерал-губернаторами ФЗА и ФЭА была признана ошибочность в деле «полного разрушения туземной организации вместо того, чтобы улучшить ее и поставить на службу администрации». Стали предприниматься и попытки по восстановлению самоуправления в городах, воссозданию «туземных коммун» (общин).

На практике, обе внедряемые системы управления: и английская косвенная и французская прямая — имели в колониях различные комбинации. Португальские, бельгийские, германские и итальянские колонизаторы в своих системах управления сочетали элементы прямой и косвенной форм. Наглядным примером служит Германия. В официальных кругах и литературе немецкая система называлась системой прямого управления. Однако в Бурунди, Руанде, Карагве и ряде других территорий немцы сохранили традиционных правителей, оставив за ними ряд прерогатив власти. Контроль за их деятельностью был возложен на немецких резидентов, находившихся при правителях. В свою очередь, в Танганьике больший акцент был сделан в сторону прямого управления. Колония была поделена на 22 округа во главе с чиновниками колониальной администрации. Им подчинялись многочисленные левали, акиды и другие местные власти.

В первые годы колониального режима управление завоеванными территориями было сосредоточено в руках военных властей. Позже, после укрепления своего господства, правительства империалистических держав передали управление в колониях гражданской администрации.

 Итоги опричнины.
При своем учреждении опричнина имела резко выраженную антикняжескую направленность. Опалы, казни и конфискации, обрушившиеся на суздальскую знать в первые месяцы опричнины, ослабили политическое влияние аристократии и способствовали укреплению самодержавной монархии. Объективно подобные меры способствовали ...

Пантеон богов Древнего Египта. Проблема монотеистичности религиозной реформы Эхнатона
Пантеон богов Древнего Египта включал в себя следующих богов: Атум – древнейшее божество г. Гелиополя, бог-творец, глава гелиопольской эннеады. Обычно изображался в виде человека с двойной короной на голове и назывался «владыкой обеих земель», т.е. Верхнего и Нижнего Египта, что подчеркивает его сущностную ...

 Меры по предупреждению терроризма
Мощным катализатором освободительного движения в России стали преобразования 60-х гг. XIX века. Это время характеризуется исследователями как время раскрепощения общественной жизни в России: было отменено крепостное право, проведены глубокие буржуазные реформы, введено земское самоуправление в сельской мест ...