Политический сыск
В 1898 г. был создан Особый отдел департамента, руководивший политическим сыском (в нем, в частности, велась специальная картотека революционных и общественных деятелей России). Развитию революционного движения в стране заставило царизм дополнительно к имевшимся органам создать новые специальные секретные органы политического сыска - отделение по охране порядка и общественной безопасности (так называемые охранные отделения или охранка), действовавшие методами негласной розыскной деятельности. В 1880 г. указанные отделения возникли при канцеляриях обер-полицмейстера Москвы и Петрограда и градоначальника Варшавы. Позднее, особенно в начале 20 века, они получили значительно более широкое распространение. Охранные отделения не подчинялись местным жандармским органам. Действуя от них самостоятельно, они подчинялись департаменту полиции. Создавались они «дл производства негласных и иных розысков и расследований по делам о государственных преступлениях в целях предупреждений по делам о государственных преступлениях в целях предупреждения и пресечения последних» В обязанности охранного отделения, как об этом говорилось в инструкции, утвержденной МВД для петербургской охранки, входило: предупреждение стачек на заводах, фабриках и выяснение причин, вызвавших их; принятие мер к предупреждению и расследованию причин не разрешенных властями демонстраций, сходок, собраний; наблюдение за приезжающими в столицу, за учебными заведениями столицы, клубами, обществами: «принятие негласных мер к предупреждению и расследованию возникающих в учебных заведениях беспорядков, сходок и демонстраций» и т.п.
Главными средствами охранных отделений были агентура и филеры. Имея небольшой официальный штат, охранка широко использовала секретных агентов наружного наблюдения, негласных агентов-осведомителей, провокаторов.
Основной задачей негласных агентов являлось проникновение в революционную среду, и прежде всего в организуемые союзы и общества, а затем в рабочую социал-демократическую партию.
Весьма широкие полномочия полиции в области борьбы с революционным движением были значительно увеличены в соответствии с принятым в 1881 г. Положением о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия. Согласно этому Положению любая местность по решению министра внутренних дел, генерал-губернатора (при отсутствии внешней опасности) могла быть объявлена ив состоянии усиленной или чрезвычайной охраны. Срок действия этого Положения устанавливался в три года, но оно регулярно продлевалось и просуществовало вплоть до февраля 1917 г.
Как уже указывалось, введение режима усиленной или чрезвычайной охраны привело к значительному увеличению полномочий местной администрации и полицейских органов. Они могли закрывать торговые и промышленные предприятия, запрещать деятельность органов печати, запрещать собрания, арестовывать, штрафовать и высылать «подозрительных» и «вредных» лиц в административном порядке.
В 1879 г. в МВД было образовано Главное тюремное управление. Тюремная система была реформирована. Ликвидированы существовавшие ранее исправительные и работные дома, долговые тюрьмы. Положение заключенных было несколько улучшено. В 1895 г. тюрьмы были переданы в Министерство юстиции [14, с.340-341].
Переход к революции
Подводя общий итог всему вышеизложенному, можно сделать вывод, что к февралю 1917 г. остро назрели 3 кризиса: экономический, политический и национальный. Неудивительно, что подобная ситуация привела к революции. Но ничего само по себе не может происходить. Толчком к февральской революции послужил транспортн ...
Литература
Введение Петром I в 1708 г. «гражданского» алфавита и его дальнейшее упрощение, проведенное в 1730-е гг. Академией наук, укрепило светский язык, активизировало книгоиздательскую деятельность, способствовало распространению грамотности и интереса к литературным произведениям.
В петровскую эпоху сохраняются ...
Формирование городского самоуправления г. Воронежа в
1870-1892 гг. Традиции городского самоуправления в России
Традиции местного самоуправления в России берут свое начало с момента возникновения у восточных славян больших укрепленных поселений - городов, которые со временем превращались в центры военно-политического господства над окрестными волостями. В этих городах - государствах наряду с военной княжеской властью ...