История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Введение

Прошедшее России было удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что же касается ее будущего, то оно лучше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение.

А.Х. Бенкендорф

…прошлое России – пусто, настоящее – невыносимо, а будущего у нее – нет

П.Я. Чаадаев

Задачи необходимой социальной и экономической модернизации России и полноценного, равноправного конструктивного участия в современном этапе мирового исторического процесса встали драматично в сложнейшем международном контексте после распада СССР. Очевидно, что начавшийся структурный передел мира, случающийся на каждом переходе в новое столетие, и вставшую вновь перед российским обществом проблему самоопределения в целях и ценностях национального бытия, по отношению к собственной и мировой истории, необходимо осмыслить в широких историко-философских критериях [8].

Особенно трудно эта проблема решается на уроках, когда учащимся приходится вновь и вновь объяснять, почему самая большая в мире и самая богатая по природным ресурсам страна, с многовековой и блестящей культурой, с народом, выдержавшим множество иноземных нашествий и фактически спасшим мир от фашистской угрозы ныне далеко не на первом месте в мировой экономике и политике, а ее народ влачит жалкое по западным меркам существование.

Всем уже понятно, что заметное духовное и геополитическое давление на Россию отражает уже не борьбу идеологий ХХ века - демократии и коммунизма, а обрело знакомые из истории геополитические очертания. Расширение НАТО на Балтике, борьба за ориентацию Восточной Европы, современный балканский кризис, появление англосаксонских сил в Черноморо-Каспийском балансе проявляют преемственные устремления прошлого, напоминая геополитические сценарии, разыгрывавшиеся вокруг России в 1917 году и во времена двух мировых войн. Поэтому актуальна в научном и политическом отношениях задача обобщения исторического пути России в ХХ веке, выяснения степени преемственности событий и осмысления параметров исторического состояния России в фокусе общемировых идейных и геополитических процессов [Там же].

Политическая и историко-философская дискуссия о России как явлении мировой истории и культуры, о ее пути, разворачивающаяся на рубеже Третьего Тысячелетия, неразрывно связаны с интерпретацией ее исторического и духовного опыта. Поэтому рассмотрение ключевых стереотипов в оценке русской истории совершенно необходимо, как и уяснение тех философско-методологических основ, которые в равной мере питают отношение к отдаленному прошлому России и к ее сегодняшнему выбору.

Любой урок по этой сложнейшей теме логично предполагается как вводный. С этого вопроса – что есть Россия и каково ее место в мировой истории – по сути, должен начинаться любой учебник отечественной истории. Но ответить на него можно лишь пройдя весь ее курс, ибо вопрос этот – о собственной национальной идентичности – на самом деле о себе самом, о собственном месте в мире каждого, кто считает Россию своей Родиной.

Партизанское движение в Отечественной войне 1812 г.
Поход Наполеона вызвал подъем народного патриотизма и сильнейшую волну народного противостояния захватчикам. Жестокость и беспощадность наполеоновских солдат заставили русский народ сплотиться и дать решающий отпор врагу. Поначалу партизанское движение было стихийным, представляло собой выступления мелких, ...

Голод 1892 года на территории Курщины
Из журнала заседаний 17 очередного Курского Губернского земского собрания со 2-го по 14-е декабря 1891г От 2-го декабря 1891г Речь Курского Губернатора на открытии Собрания: « Милостивые Государи! Тяжелое бедствие, которое постигло в этом году многие местности нашей губернии в виде недорода хлеба в одних уе ...

Траурно-торжественные мероприятия
Перевернем теперь несколько страниц истории революционных празднеств и остановимся па церемонии совсем иного типа, чем праздник Федерации. Мы имеем в виду перенесение останков Вольтера в Пантеон, ставший усыпальницей великих сынов Франции. Оно состоялось 1 июля 1791 года. Вольтер умер в 1778 году и, естеств ...