История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Введение

Актуальность.

Праздники Великой Французской революции были качественно новым явлением для своего времени как по форме, так и по содержанию. Они были призваны вовлечь в политическую жизнь как можно больше представителей обширных слоев населения, как можно шире и доступнее объяснить цели революции и объединить народ с властью.

Историография.

Оценка революционных праздников, как и революции в целом делится на две главные точки зрения. Согласно первой (ее пропагандировали историки, положительно оценивавшие революцию), праздник – это, прежде всего величественное движение народных масс, их безмятежная торжественность, мирное заполнение открытого пространства, обретение свободы. Такова была точка зрения Мишле; так думал и Дюркгейм. Вторая модель, широко принятая среди ученых, которые к революции относились враждебно, является зеркальным отражением первой. В соответствии с ней народные массы, принимающие участие в празднествах, шагают церемониальным маршем, безропотно подчиняясь палочке невидимого дирижера; даже в пространстве есть что-то принужденное, едва ли не противоречивое закону; все дышит несвободой.

В отечественной историографии история культов и праздников французской революции исследовалась преимущественно в двух направлениях. Первое направление раскрывало тему в рамках работ по истории церкви и религиозной мысли времен Французской революции; второе делало акцент на истории повседневности.

В рамках первого историографического направления рубежом стал 1917 год Главным тезисом дореволюционной историографии, представленной работами В.К.Недзвецкого[1] и М.С. Попова[2], стала идея о том, что «революция началась с провозглашения светлого принципа свободы, но пришла к печальному заключению о необходимости ограничений ее и даже к нетерпимости в вопросах религии»[3]. Внимание в этих работах уделялось, прежде всего, истории культов Французской революции, освещение которых давалось на фоне борьбы с католической церковью; при описании, как правило, оценки либо отсутствовали, либо склонялись к порицанию методов насаждения нового мировоззрения.

В историографии советского периода доминирующим стал тезис о том, что «католическая церковь всегда была преградой на пути к счастью и прогрессу человечества»[4]. Борьба с религией оценивалась как прогрессивная; порой подчеркивалась агрессивная роль католической церкви: «толчок к дехристианизации» был дан Вандеей, где католицизм выступил в своем кровавом обличье[5].

И.Н. Калитина проанализировала художественную эволюцию праздника Французской революции как особого вида зрелищного искусства[6]. Нередко проводились и исторические параллели. Так, в статье Ю.А. Лимонова выстраивались прямые аналогии праздников Французской революции с массовыми праздниками Советской России в 1917-1920 гг [7].

В постсоветской историографии оценки и мнения вновь переменились. Своего рода символом изменения отношения стала статья И. Н. Ерофеевой «Алтарь отечества двух революций»[8], содержащая резко негативные оценки религиозной политики эпохи 1793 и 1917 г.

Источники.

Широкий спектр документов позволяет нам в полной мере проследить весь процесс празднования во время Великой Французской революции. Сюда входят официальные документы – декрет о календаре от 24 ноября 1793года[9], « О праздновании дня Федерации»[10], выступления депутатов в Конвенте, воспоминания Максимилиана Робеспьера и других революционеров[11].

Цели и задачи исследования.

Исходя из научной разработанности проблемы, целью данного исследования можно обозначить изучение революционного праздника во Франции, что предполагает следующие задачи:

· Выяснить художественную и идеологическую составляющие праздников;

· Определить, какое политическое и мобилизационное действие имели такие мероприятия для широких слоев населения;

· Проследить место и роль праздников в Великой Французской революции.

Хронологические рамки исследования 1789-1799 годы.

Территориальные рамки охватывают пространство Франции.

Объектом исследования являются торжественные общенародные мероприятия эпохи Великой Французской революции.

Предмет исследования – развитие института праздников, их событийной и идеологической стороны.

Методологической основой работы являются хронологический, синхронный, сравнительно-исторический и структурно-системный методы исторического исследования.

Практическая значимость.

Выводы, сделанные по данной работе, могут быть использованы в дальнейших исследованиях как начальная точка более детального изучения интересующей нас проблемы, в средних учебных заведениях как материал для уроков по истории и мировой культуры.

Структура работы.

Данная работа состоит из введения, трех глав и заключения. Первая и вторая главы разбиты по три параграфа.

«Наступательная война» Советского Союза
Еще одним поводом для острых дискуссий историков является так называемая наступательная война Советского Союза. Очень много по этому поводу сказал И. Хоффман. Он и Суворов придерживаются того мнения, что советский союз готовился к войне с Германией. Гитлер начал войну с СССР только как превентивную меру, да ...

Заключение  -  Приговор
Международный военный трибунал приговорил: Геринга (1,2,3,4)[11], Риббентропа (1,2,3,4), Кейтеля (1,2,3,4), Кальтенбруннера (1,2,3,4), Розенберга (1,2,3,4), Франка (1,3,4), Фрика (1,2,3,4), Штрейхера (1,4), Заукеля (1,2,3,4), Йодля (1,2,3,4), Зейсс-Инкварта (1,2,3,4), Бормана (1,3,4) (заочно) к смертной каз ...

 Танзимат
Ограниченность преобразований 20-30-х годов была понятна и наиболее дальновидным представителям правящей верхушки Османской империи. Их взгляды выражали члены двух высших государственных советов - Консультативной ассамблеи и Высшего совета юридических предписаний, которые были созданы в 1838 г. из лиц, прин ...