История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Формирование революционно-демократического направления русской общественной жизни. В.Г. Белинский, А.И. Герцен, петрашевцы. Революционные кружки конца 20-х - начала 30-х гг.
Страница 3

Материалы » Россия при Николае І углубление кризиса феодально-крепостнической системы » Формирование революционно-демократического направления русской общественной жизни. В.Г. Белинский, А.И. Герцен, петрашевцы. Революционные кружки конца 20-х - начала 30-х гг.

Друг А. С. Пушкина и декабристов, офицер в царствование Алек­сандра I, П. Я. Чаадаев тяжело переживал поражение восстания де­кабристов, ушел в отставку. Произведения Чаадаева свидетель­ствовали о том, что их автор пришел к самым пессимистическим вы­водам, которые заключали в себе страстные нападки на Россию, ее отсталость, некультурность, ничтожность ее истории, убожество ее настоящего. Потеряв надежду на возможность общественного прогресса в России, он писал: "Окиньте взглядом все пережитые нами века . вы не найдете ни одного приковывающего к себе воспомина­ния . Мы живем лишь в самом ограниченном настоящем, без прошедшего и без будущего, среди плоского застоя . Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли .".

Чаадаев писал о разных исторических путях России и других стран Европы. Он подчеркивал, что все народы Европы имели "об­щую физиономию", "преемственное идейное наследие". Сопоставляя это с историческими традициями России, Чаадаев приходит к выводу, что ее прошлое было иным: "Сначала дикое варварство, затем грубое суеверие, далее - иноземное владычество, жестокое, унизительное, дух которого национальная власть впоследствии унаследовала, - вот печальная история нашей юности".

Чаадаев считал, что все беды России от ее отлученности от "все­мирного воспитания человеческого рода", от национального самодо­вольства и связанного с ним духовного застоя. Основной бедой он считал отрыв от католического мира.

Виной отставания, считал П. Я. Чаадаев, был отрыв России от Европы и, в особенности, православное мировоззрение. Чаадаев утверждал, что "России нечем гордиться перед Западом, напротив, она не внесла никакого вклада в мировую культуру, осталась непричастной к важнейшим процессам в истории человечества". Письмо Чаадаева - это "безжалостный крик боли и отчаяния", "это был выстрел, раздавшийся в темную ночь", "мрачный обвинительный акт против России". (А. И. Герцен). Письмо Чаадаева, как отмечал Герцен, "потрясло всю мыслящую Россию". В знаменитом письме П. Я. Чаадаеву от 19 октября 1836 г. А. С. Пушкин писал: "Хотя лично я сердечно привязан к государю (к Николаю I - Л.П.), я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора - меня раздражают, как человека с предрассудками - я оскорблен, но кля­нусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечест­во, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал".

Правительство сурово расправилось и с Чаадаевым, и с издателя­ми этого письма: журнал "Телескоп" был закрыт, редактор его Н. И. Надеждин выслан из Москвы и лишен права заниматься изда­тельской и преподавательской деятельностью. Чаадаева объявили су­масшедшим и отдали под полицейский контроль.

Страницы: 1 2 3 

Планы интервентов
Вторжение интервентов в Россию, генерал Пуль предлагал объявить акцией осуществляющейся в стране, для спасения русского народа от голода и господства Германии. Ф.Пуль особо подчеркивал, что интервенция "должна осуществляться на основе общей и хорошо разработанной программы, точно предварительно согласо ...

Вступление
Цель данной работы скорее описательная, чем аналитическая. Поэтому мы представим краткое описание того, что собой являло движение которое касается Европы после периода средневековья и именовалось "Ренессанс и Гуманизм". Поскольку это движение было разнородным, но возникло прежде всего в христианск ...

Политическое положение каганата.
Защищая свою территорию от внешних врагов и совершая завоевательные походы с целью расширения границ своего государства, каганат постоянно находился в состоянии войны с соседними странами. Например, имеются сведения, что в IX веке кимаки захватили часть земель “девяти огузов”, а в X веке – город Жамлекес в ...