История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Введение
Страница 1

Прогресс любого общества определяется

по положению в нем прекрасного пола.

Ш.Фурье

В целом, в любую эпоху положение женщины является надежным критерием эволюционного прогресса брака как социального института, в то время как прогресс самого брака является достаточно точным показателем развития человеческой цивилизации.

Положение женщины всегда было социальным парадоксом; она всегда искусно управляла мужчиной, всегда использовала более сильное половое чувство мужчины в своих интересах и для своего развития. Умело, пользуясь своей привлекательностью, ей часто удавалось удерживать мужчину в своей власти — даже тогда, когда она была его полной рабыней.

События двадцатого века отечественной истории способствовали быстрому развитию эмансипации со всеми её последствиями. Женщины вовлекались в общественное производство, участвовали в тяжелом физическом труде, приобщались к традиционно мужским профессиям, к занятиям военно-прикладными видами спорта. Сотни тысяч женщин устремились в армию, не желая отставать от мужчин, чувствуя, что способны наравне с ними вынести все тяготы воинской службы, утверждая за собой право на защиту Отечества. Многие женщины-современники успешны в политике, бизнесе, театре, спорте. Возникла идея полного мужского и женского равенства.

Но в истории существовала и другая эпоха. Историческая реальность русского средневекового общества – это патриархальная зависимость всех классов и слоев общества от абсолютной власти и особенно угнетенное состояние такой социальной группы как женщины. Древнерусское общество – типично мужская, патриархальная цивилизация, в которой женщины занимали подчиненное положение и подвергались постоянному угнетению и притеснению. В Европе трудно найти страну, где в XVIII веке избиение жены мужем считалось бы нормальным явлением, и сами женщины видели бы в этом доказательство супружеской любви. В России же это обычное явление, которое подтверждается не только свидетельствами иностранцев, но и исследованиями русских этнографов.

В связи с этим возникает вопрос о факторах и причинах, повлиявших на такое униженное положение женщины. Именно его мы задали своим респондентам при проведении социологического исследования, в результате которого 300 опрошенных (учащиеся гимназии, наши родители, учителя, сверстники) так и не смогли дать четкого ответа.

Этот проблемный вопрос мы считаем основополагающим в нашем исследовании.

Немаловажную роль в выборе темы сыграл просмотр фильма «Код да Винчи», снятого по одноименной книге Д.Брауна. Одной из проблем, поднятых в нем, явилось отношение церкви к женщине. Христианская религия отвергает мысль о причастности женщины к продолжению рода Иисуса, что повлекло за собой много споров о достоверности фактов, положенных в основу этого произведения, и недовольство церковнослужителей.

Важным начальным этапом в работе-исследовании над определенной темой является подборка, ознакомление, анализ и систематизация соответствующего информационного материала. Следует отметить, что нами не было обнаружено специальных монографических исследований по этому вопросу, однако это не означает отсутствие таковых вообще. Вследствие недостаточного количества информации по нашей теме в городской библиотеке мы обратились к литературным ресурсам краевой библиотеки. Основными источниками

нашей работы стали статьи «Домостроя» Сильвестра, книги Забелина И.Е. «Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях», Бер-Сижель Э. «Рукоположение женщины в Православной церкви» и «Служение женщины в церкви», Яндиан Б. «Одна плоть: Божий дар страсти – любовь, секс и роль в браке», а также выводы по социологическому опросу, справочная и научная литература.

Изучив литературу по данному вопросу, мы определили два основных «поля» нашего исследования: это период перехода от матриархата к патриархату и период средневековья в истории Руси. Именно здесь, по нашему мнению, и кроются основные причины униженного положения женщины. Процесс «выведения» женщины из сферы замкнутого феодального домохозяйства начался «сверху», толчок ему дала деятельность Петра I по созданию светского государства. Поэтому мы обозначили хронологические рамки своей работы до эпохи Петра Великого.

Страницы: 1 2

Политическое и социально–экономическое развитие Ирана в III-X вв.
Данная глава рассматривает эпоху раннесредневекового Ирана, период династии Сасанидов. С зарождением и развитием феодальных отношений в государстве Сасанидов заканчивается период древней истории и начинается средневековая история Ирана, которая характеризуется господством феодальных отношений при сохранении ...

Общественный строй каганата.
Кимакского правителя называли каганом. На две ступени ниже был титул джабгу. Титулы ”имак байгу” и “кимак джабгу” носили вожди нескольких племен. Вождь одного, отдельно взятого племени носил титул “шад-тутик”. Высшие ступени власти – “великий каган”, “малый каган”. Вся полнота власти находилась в руках каг ...

Битва за Днепр 1943 г.
Осенью 1943 г. развернулась битва за Днепр, в которой участвовали войска пяти фронтов. На первом этапе битвы за Днепр (Черниговско-Полтавская стратегическая наступательная операция с 26 августа по 30 сентября) советские войска развернули борьбу за освобождение Украины и Донбасса. 15 сентября немецкое команд ...