История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Образование и укрепление государства Сефевидов
Страница 1

Материалы » Иран в средние века » Образование и укрепление государства Сефевидов

Образование Сефевидского государства связано с движением так называемых кызылбашей, во главе которого стояли наследственные главы, "старцы" суфийско-дервишеского ордена сефевийе, в Ардебиле. Имя ордену и своему роду дал шейх Сефи од - Дин Исхак (1252-1334 гг.), ученик и зять известного дервишеского шейха Захида (ум. ок.1300 г). Не ранее середины XV в. сложилась легенда о происхождении шейхч Сефи од - Дина в двадцать первом поколении от седьмого шиитского имама Мусы Казима (ум. в 799 г).

С середины XV в. главной опорой есфевидских шейхов стали тюркские кочевые племена Азербайджана и Малой Азии, где шиизм был формой оппозиции кочевников и крестьян Османскому государству. Согласно традиции, первоначально было семь тюркских кочевых племен, признавших себя муридами сефевидского шейха: шамлу, румлу устаджлу, афшар, каджар, текслю и зулкадар; позднее число их увеличилось. Во второй половине XV в. эти тюркские племена получили прозвание кызылбашей (тюрк, "красноголовые", от носимой ими шапки с 12 пурпурными полосками в честь 12 шиитских имамов); кызылбаши брили бороды, отпускали длинные усы, а на бритых головах - чубы.

Влияние воинственных тюркских племен изменило характер ордена сефевийе. Если первые сефевидские шейхи были мирными мистиками, то при шейхах Джунейде (убит в 1460 г) и Хайдаре (убит в 1488 г) суфийская мистика была отодвинута на задний план, вернее, ее держались только по традиции. Воинствующий шиизм и "священная война неверными" стали теперь главным содержанием идеологии ордена, хотя кызылбаши по традиции именовались "дервишами" и "суфиями" / История Востока, 2002, с.67/.

К началу XVI в. Иран не был единым политическом целым. Наиболее крупными государствами были Хорасанскии султанат Тимуридов и держава Ак Коюнлу. Около 1500 г. владения Ак Коюнлу были разделены между султаном Мурадом (Ирак Персидский) и Альвандом (Азербайджан и Армения). В Фарсе, Иезде, Кермане, Ираке Арабском и Диарбекире правили другие царевичи Ак Коюнлу, лишь номинально зависимые от султана Мурада. В Аберкухе, Кашане, Семнане, Систане сидели независимые владетели. В Гиляке было два шиитских эмирата - Лахиджанский (Бийе пиш) и Рештский (Бийе пас). Мазендеран был разделен между десятком владетелей; в Хузистане, в Хувейзе правила шиитская династия Мушаша. У каждого из владетелей были свои вассалы. Государству Ак Коюнлу угрожала экспансия османской Турции, а хорасанским Тимуридам - узбеки во главе с Мохаммед-ханом Шейбани, завладевшие уже землями среднеазиатских Тимуридов. Рост феодальной раздробленности очень ослабил оба этих государства.

В 1501 г. кызылбаши разгромили войско Альванда Ак Коюнлу и вступили в Тебриз. На время вытесненные оттуда, они снова овладели Тебризом и всем Азербайджаном. В Тебризе юный Исмаил в 1502 г. был провозглашен шаханшахом. Этот год считается годом снования Сефевидского государства. Хорасан и Систан вошли в состав Сефевидского государства; Гилян и Мазендеран подчинились еще раньше. Кызылбаши попытались завоевать и Среднюю Азию, но потерпели в 1512 г. серьезное поражение от узбеков.

Вновь созданное государство, где утвердилась династия Сефевидов (1502-1736 гг.), стали называть Сефевидской или Кызылбашской державой. Прежние европейские востоковеды видели в Сефевидской державе иранское национальное государство. Созданная усилиями тюркских кочевых племен держава Сефевидов была конгломератом племен и народностей, в котором до конца XVI в. руководящая политическая роль принадлежала тюрко-азербайджанской кызылбашской военно-кочевой знати. Войско состояло в основном из ополчений кочевых племен, кызылбашских и других, в меньшей степени из ополчений оседлых феодалов. Иранский элемент - гражданская бюрократия и духовное сословие - занимал второстепенное положение. Языком двора и войска был азербайджанский.

Страницы: 1 2 3 4

Монголо-татарское нашествие на Русь
Казалось бы, трагическое побоище на Калке должно было заставить русских князей одуматься, собраться с силами, чтобы в случае нового нападения татар дать им сообща дружный отпор, спасти от лютости их Русскую землю. К несчастью, князья об этом вовсе не помышляли: каждый думал о самом себе. Начались снова и на ...

Расширение дворянских привилегий. "Указ о единонаследии" 1714г. и "Табели  о рангах" 1722г.
При Петре изменился состав дворянства. В его ряды вошли по служебным заслугам и царскому жалованию многие выходцы из других сословий, вплоть до “подлых”. Важным приобретением для дворян стало окончательное слияние поместий, которыми они владели на условном праве (при условии несения службы на государя, его ...

 Методы борьбы партизан. Разведывательные действия
Одним из главных направлений деятельности партизан была разведка. К началу 1943 г. завершилась работа по организационному укреплению сети разведывательных органов в партизанских формированиях. В сборе разведывательных сведений партизанам активно помогало местное население, в результате чего, пожалуй, ни одн ...