Вечная проблема в новом контекстеСтраница 1
По-новому остро проблема исторического своеобразия России и ее месте в мировой цивилизации встает в наши дни. Именно сейчас (в который раз!) решается вопрос о дальнейшем историческом пути России. Не случайно еще правительство Б.Н. Ельцина, первого президента новой России, поставило проблему поиска «новой национальной идеи», которая так до сих пор и не выработана. Разница с прошлым только в том, что в середине XIX века Российская империя была ведущей европейской (что в то время означало мировой) державой, могущественным и грозным «жандармом» Европы (не случайно, книга Кюстина проникнута страхом перед ней, а Чаадаев, несмотря на весь свой, скепсис никогда не опускается до презрения), а сейчас наша страна, хотя и входит в десятку ведущих мировых держав, реально экономически и политически далеко уступает своим партнерам. Проблема же эти только усугубляется. Демографическая и социально-экономическая ситуация у нас такова, что вообще встает вопрос о перспективах дальнейшего развития России и все прогнозы на этот счет (особенно это касается западных специалистов) достаточно мрачные.
В связи с этим появляются книге, в которых традиционные оценки роли России на мировой арене в большой исторической перспективе кардинальным образом пересматриваются. Речь идет, в первую очередь, о книге Наталии Алексеевны Нарочницкой «Россия и русские в мировой истории». Ее автор - доктор исторических наук, эксперт в области международных отношений и внешней политики России, специалист по США и Германии, выпускница МГИМО РФ, которая на протяжении нескольких лет работала в Секретариате ООН в Нью-Йорке, а в 2004 – 2007 гг. являлась депутатом Государственной Думы РФ от блока «Родина», учредитель и президент Фонда исторической перспективы. Ее книга - масштабное научное исследование мировоззренческих и геополитических аспектов истории России, но ее необычность для современности в том, что сложнейшие проблемы ХХ века (две мировые войны, Версальский мир, мировой «восточный вопрос», революция 1917-го и революция 1991-го, «холодная война» и др.) рассматриваются в книге с позиций православного мировоззрения. В мировой научной историографии это первый крупный опыт с подобным методологическим заданием. «Христианское толкование истории, - пишет Нарочницкая, - своей универсальностью связывает воедино . рационализм постмодерна и эсхатологичность христианского мира, позволяет найти корни самых современных идеологий и политических доктрин , дает возможность почувствовать смысл универсалистских проектов ХХ века и соперничество двух версий глобального сверхобщества - коммунистического и либерального, обнажить их антихристианский характер» [8]. Кроме оригинальной трактовки отечественной и мировой истории и огромного нравственно-воспитательного значения, книга имеет и другой существенный плюс – написана она очень простым языком, доступным для читателей самого разного уровня, что делает книгу чрезвычайно привлекательной для использования в школе, как в качестве дополнительного материала к урокам (и для учителя, и для учеников), так и пособия для организации спецкурса с одноименным названием.
Книга, действительно, очень интересная. Не случайно, она вызвала большой общественный резонанс, а многие главы из нее выложены в открытом доступе в Интернете.
Понимание роли России в мире, развиваемое Нарочницкой, обостряет сознание того, что мы подошли к еще более глубокому всемирно-историческому рубежу, чем великие географические открытия или появление машин и первый технологический переворот. Завершается история индустриальной цивилизации потребления, стоящей перед исчерпанием главного невозобновляемого источника своей энергии - нефти. С развитием информационно-коммуникационных технологий перестраивается все воспроизводство жизнедеятельности Homo sapiens. В этих условиях призвание России неотделимо от того, чем оно являлось на протяжении веков. Со времен Ивана III, создавшего самое могущественное государство Европы, Россия служила главной удерживающей силой мирового равновесия: служила уникальным «осевым» положением своей территории, сокращая пути торговли и перекрывая дороги войне, но больше всего служила гением и мужеством своего народа [1].
V съезд партии
В мае 1907 года собрался в Лондоне V съезд партии. К этому съезду РСДРП насчитывала (вместе с национальными социал-демократическими организациями) до 150 тысяч членов. Всего на съезде присутствовало 336 делегатов. Большевиков было 105, меньшевиков - 97.
Одним из основных вопросов борьбы на съезде был вопро ...
Македония завоевывает Грецию. Битва при Херсонесе
Когда Александр достиг шестнадцатилетнего возраста, Филипп, отправляясь в очередной поход, вызвал его в столицу, город Пеллу, и повелел взять на себя управление страной.
Александр умел держаться с гордостью и достоинством, не забывая о своём царском происхождении.
В это время Филипп прилагал все усилия, ч ...
Детство и юность Александра
В македонской царской династии Аргеадов будущий покоритель Азии был третьим по счёту Александром. Это имя он получил в честь своего далёкого предка – царя Македонии Александра I.
Отец Александра Македонского царь Филипп, как и все Аргеады, вёл род от героя Геракла. Мать, дочь царя Эпира Олимпиада, по преда ...