Создание и развитие системы образовательных
учрежденийСтраница 1
Основой созданного Ведомства учреждения Императрицы Марии Федоровны явилась система женского образования.
Приняв на себя руководство делом общественного призрения, императрица Мария Федоровна решила не ограничивать своей общественной деятельности управлением созданных еще при Екатерине детских воспитательных учреждений.
Парадоксом является то, что императрица не считала важным, что женщина должна иметь образование. Ее воззрения на женское образование сегодня некоторыми исследователями были бы названы ретрогранными, консервативными или дискриминационными. Она считала, что для женщин вредно приобретать много знаний. Главную задачу воспитания девочек она видела в умении вести домашнее хозяйство, воспитывать в добрых нравах детей и блюсти в расходах бережливость. Мария Федоровна, также как и Екатерина II, образование женщин подчиняла воспитанию, императрица Мария хотела, чтобы девушки выходили из институтов не вообще просвещенными, а хорошими женами, матерями и хозяйками. В 1804 году она писала о воспитанницах Смольного института: "если будут любить учение, труд и порядок, то могут надеяться быть счастливыми женами и матерями, особенно если к талантам и познаниям, какие им даются в заведении, присоединить хороший характер". [8]
До деятельности Марии Федоровны существовала учебно-воспитательная система, созданная еще при Екатерине II, получившей название Воспитательного общества. Первым заведением этого общества был уже упоминавшийся Смольный институт с Мещанским отделением в Петербурге. В 1802 году Императрица Мария Федоровна открыла Институт благородных девиц в Москве.
Созданием институтов благородных девиц, было, положено начало женскому образованию в России.
В течение первых двух лет управления учебно-воспитательными заведениями Мария Федоровна открыла в Петербурге три женских училища.26 мая 1797 года она учредила в Петербурге на собственные средства Сиротское училище для разночинцев, дочерей купцов и ремесленников, мещан, священников и нижних чинов, нижних канцелярских служащих и придворных, в 1800 году данное училище было переименовано в Мариинский институт.
В 1798 году Мария Федоровна основала женское отделение при созданном Павлом Петровичем, в бытность его Великим князем, Военно-сиротском доме. В 1829 году, уже после смерти Марии Федоровны, это отделение было преобразовано в Павловский институт. В училище было два отделения: одно для детей благородного происхождения - дворян, другое - для детей солдатских.
В этом же году Мария Федоровна основала училище Ордена святой Екатерины, к организации которого привлекала женщин аристократического круга. Орден святой Екатерины был учрежден еще Петром I по примеру католических стран Европы, где во имя восстановления авторитета Церкви, поколебленного реформацией, стали создаваться учреждения, проникнутые духом практического милосердия. Наиболее смело это движение отразилось в существовании женских духовных общин, которые ставили перед собой благотворительные цели: заботились о больных и немощных, о голодающих, о сиротах, вели просветительскую работу среди неграмотного населения. [9]
В России женское общинное движение набрало силу, значительно позже, в середине XIX века.
Экономическая политика Петра I
В основу всех преобразований Петра I (1682 – 1725 гг.) в области промышленности и торговли были положены идеи меркантилизма (это экономическая политика, характеризующаяся активным вмешательством государства в хозяйственную жизнь с целью накопления капитала внутри страны для повышения ее благосостояния) и пр ...
Установление Советской власти в Казахстане
В канун Октябрьской революции недовольство трудящихся Казахстана политикой Временного правительства, большинство бедных слоев населения все более сплачивалось вокруг большевиков и их союзников. Положение трудящихся масс ухудшалось, голод охватил целые районы Сырдарьинской и Семипалатинской областей. В сентя ...
Проблемы христианизации. Крещение удмуртов
Проникновение в удмуртский край христиан, а, следовательно, вместе с ними и христианской цивилизации шло в основном вдоль двух крупных водных магистралей – Камы и Вятки. Уже в XII веке здесь появились единичные христиане. Они селились починками из одного-двух дворов среди удмуртских деревень, в которых было ...