История — наставница жизни

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания. История учит нас, что она никого ничему не учит. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Создание Конфедерации католических профсоюзов Канады. Моральные принципы и социальная практика начального периода
Страница 3

Материалы » Создание Конфедерации католических профсоюзов Канады. Моральные принципы и социальная практика начального периода

Проект Конституции ККПК содержал важное положение о забастовке и забастовочном фонде. В официально одобренном тексте этого документа констатировалось: "забастовка - опасное оружие, которое может быть использовано только как крайняя и чрезвычайная мера лишь в некоторых случаях и при условии, что были использованы все другие законные средства". Значит возможность такого метода борьбы в трудовых конфликтах среди католических профсоюзов вовсе не исключалась и это было немаловажное обстоятельство, ибо в энциклике Рерум новарум забастовка в принципе осуждалась как метод, неприемлемый для трудящихся-католиков. Тем не менее, как признает один из видных деятелей ККПК Ж.Пелетье, духовенству удалось все же помешать созданию забастовочного фонда именно под предлогом того, что наличие такового "побуждало бы к социальному беспорядку". По его мнению, приданные католическим профсоюзам капелланы с самого начала пользовались в ККПК принудительной и чрезмерной властью.

Действительно, при создании католических профсоюзов в Канаде было сочтено целесообразным, в отличие от христианских профсоюзов во Франции, назначать в каждый из них капеллана или морального советника, а на учредительном съезде ККПК в состав Исполнительного комитета или Бюро ККПК помимо президента, вице-президента, секретаря и казначея вошел еще и генеральный капеллан. Однако, каковы же были главные функции и реальные возможности капеллана? Мнения современников на этот счет сильно разнятся.

Так первый исследователь католического синдикализма в Канаде францисканец М.Мальтэ характеризовал капеллана как основателя, пропагандиста и подлинного руководителя католического профсоюза, который посещает митинги, принимает участие в собраниях и председательствует на заседаниях руководства, а потому может быть признан в качестве "основного элемента структуры и управления католических профсоюзов". Функции же генерального капеллана, по мнению Мальтэ, - еще значительнее, ибо тот "осуществляет решающее влияние на политику и методы католического синдикализма".

Такая оценка религиозного исследователя конечно же выглядит сильно преувеличенной. Другой современник, светский историк Логан, более объективен, заявляя, что капелланы католических профсоюзов имели право посещать съезды ККПК и принимать участие в обсуждаемых на них вопросах, но без права голоса. Он не считал, что церковь контролировала католические профсоюзы; на его взгляд капелланы лишь представляли церковь и следили за тем, чтобы деятельность этих новых организаций соответствовала социальной доктрине церкви.

Небезынтересны рассуждения на сей счет самого генерального капеллана ККПК М.Фортена, высказанные им в докладной записке на собрании 25 января 1927 г. в Монреале почти всех капелланов католических профсоюзов, решивших изложить свои соображения на сей счет квебекскому епископату:

Решение рабочего вопроса будет достигнуто в результате совместной деятельности Церкви, Государства и профессионального синдикализма . капелланам не хватает контактов с рабочими . у них недостаточное знание вопросов, по которым их просят высказаться. необходимость заставляет священников быть не только моральными советниками, но и основателями, инициаторами, пропагандистами и герольдами, архитекторами, конструкторами, организаторами, адвокатами и защитниками и даже больше, ибо подчас нам приходится выполнять любую работу вплоть до уборки помещений в наших бюро. Рабочему капеллану необходимо изучить не только теологию в целом, но и специально социальную мораль, само существование которой кажется игнорируется в определенных в некоторых кругах общества. По нашему мнению, только те, кто жил в профсоюзной среде, в состоянии правильно судить о том, что там происходит, ибо из нашего опыта мы знаем, что рабочая среда является объектом самой злонамеренной лжи. Мы почтительно рекомендуем нашим уважаемым епископам выбирать будущих капелланов среди сыновей рабочих. Нельзя, чтобы епархиальные границы мешали выполнению обязанностей генерального капеллана. Так как подобное движение нуждается в общем надзоре, ему необходимо моральное руководство, которое может быть только единым. Публика в целом, находится под влиянием экономического либерализма и именно оттуда проистекает зло.

Практическая деятельность ККПК в 20-х годах, анализ официальных документов этого профцентра позволяют проследить в какой степени принципы социального католицизма воплощались в практике католического синдикализма.

В первой половине 20-х годов ККПК предложила решение целой серии как социально-экономических, профессиональных, так и чисто религиозных, моральных проблем, причем первые из них явно преобладали. Социальные требования трудящихся-католиков были выдвинуты уже на учредительном съезде ККПК. Одной из таких важнейших проблем стала безработица. В конце 1921 г. около 17% организованных рабочих Квебека остались без работы, из-за чего количество членов профсоюзов сократилось в Квебеке за 1921-1926 гг. почти наполовину, с 80 тыс. до 42 тыс.чел. Вот почему в специальной резолюции, принятой учредительным съездом, подчеркивалась необходимость создания специальных фондов на случай безработицы путем совместных взносов предпринимателей и рабочих, государство же должно было в этих же целях субсидировать благотворительные учреждения. ККПК осудила злоупотребления сверхурочной работой в автомобильной промышленности и потребовала у правительства запретить подобную практику, наносящую вред здоровью рабочих.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Нигилизм
Нигилизм как форма самосознания русской интелли­генции есть идея тотального отрицания. Сформировавшись как слой безродный, бескорневой, лишённый мало-мальского поня­тия о настоящей духовной жизни, но наделённый безмерной интеллектуальной гордыней, интеллигенция стала главным раз­рушителем традиционных ценн ...

Империалистическая политика Германии на Ближнем Востоке в периоды Первой и Второй Мировых войн
Введение На рубеже XIX и XX вв. капитализм вступил в свою высшую и последнюю стадию - империализм. К этому времени крупнейшие империалистические державы в основном закончили территориальный раздел мира. Неравномерное экономическое и политическое развитие империалистических государств вызывало ожесточенную б ...

Общественно-политические движения. А.Н. Радищев
Екатерина II (1762 – 1796 гг.) была императрицей умной и образованной, убежденной сторонницей идей Просвещения. Именно в ее царствование правительство впервые по-настоящему прислушалось к общественному мнению и стало даже поощрять его развитие. Резко повысился престиж науки и образования в дворянских кругах ...